Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Мы обрнаружили, что вы используете AdBlock Plus или иное программное обеспечение для блокировки рекламы, которое препятствует полной загрузке страницы. 

Пожалуйста, примите во внимание, что реклама — единственный источник дохода для нашего сайта, благодаря которому мы можем его поддерживать и развивать. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или вовсе отключите его. 

 

×


Сатира V. На человеческие злонравия вообще... (стр. 119). Впервые — изд. 1762 г., с искажениями. Более точно — изд. Ефремова. В настоящем издании текст сверен и исправлен по Академическому списку. По свидетельству Кантемира, «зачата сатира сия в августе месяце 1731 года». В 1737 г. в Лондоне Кантемир коренным образом переработал сатиру, создав фактически новое произведение («Так основание, как и содержание совсем ново», — указывает Кантемир в примечаниях Курбатовской рукописи). После 1737 г. текст сатиры еще переделывался. Окончательная редакция определилась к началу 1743 г. В результате текст увеличился почти вдвое (в первоначальной редакции 464 стиха, в окончательной—748). Первоначальное монологическое построение заменилось диалогическим уже в Курбатовской рукописи, из чего можно заключить, что эта перестройка произошла, по всей вероятности, в 1737 г. Менялось и заглавие сатиры. В первоначальной редакции — «На человека», в промежуточных редакциях, представленных в Курбатовской рукописи, — «На смешные нравы и обычаи людей». (Это заглавие сохранилось в уцелевшей части «Таблицы».) Видимо, тут уже появилось и второе заглавие — «Сатир и Периерг». Но утверждать это с полной уверенностью нельзя, так как начальный лист с текстом сатиры утерян.

Существенно изменилась и идейная концепция сатиры. Если в ранней редакции моральные пороки объяснялись в религиозно-догматическом духе и трактовались как результат первородного

453

греха, будто бы тяготеющего над человечеством, то в окончательной редакции Кантемир исключает все рассуждения, основанные на библейской истории грехопадения Адама и Евы. Теперь Кантемир предупреждает против огульного обвинения всех людей в прирожденной склонности «ко злу», требует различать «добрых» и «злых» и делает попытку глубже раскрыть общественные корни обличаемых пороков. Исключаются выпады против материалистов-безбожников; усиливается критика политических язв русской жизни — вводятся стихи, обличающие фаворитизм, и т.п. Первоначальная редакция была мало оригинальной: «почти вся она, — по словам Кантемира, — состояла из речей французского сатирика», т. е. Буало. Это обстоятельство явилось одним из главных мотивов, побудивших Кантемира заняться переделкой сатиры. Преодолевая в процессе переработки следы влияния Буало, Кантемир одновременно пересматривал все содержание сатиры, изменяя его в соответствии с эволюцией, происшедшей в его мировоззрении. В первоначальной редакции текст предварялся специальным «Предисловием на пятую сатиру» (см. стр. 393).

Ст. 10. Глупцам чтительны — почитаемые глупцами.

Ст. 13. Его оказуют — выдают его.

Ст. 20. К приказам — к услугам.

Ст. 24. Уст лише краями — только на словах.

Ст. 34. Увидишь, что искренно предлагаю услугу.

Ст. 36. Удоволю тя — удовлетворю тебя (твою просьбу).

Ст. 44. В четверть — в четверть часа.

Ст. 76. Многовидны — многообразны.

Ст. 83–84. Тот, кто болен желтухой, не в состоянии различать действительные цвета вещей, ему все кажется окрашенным в желтый цвет.

Ст. 114. Дамете — следовало: Дамету; форма «Дамете» принята для рифмы.

Ст. 115. Прочел всю книгу.

Ст. 122. В ваши лета — в ваш век, в вашу эпоху.

Ст. 140. Что хульно — что заслуживает порицания.

Ст. 155. Учредил — здесь: назначил, снарядил.

Ст. 169–170. Прочие люди не сторонятся тех тел. Самых — лежащих тел.

Ст. 186. Прю начав — начав спор, ссору.

Ст. 203. Угож — пригоден, способен.

Ст. 218. Любовь к славе побудила его доставить мне дворянское звание.

Ст. 220. Ватаги — компании.

Ст. 237. Ту — т. е. добродетель.

Ст. 241–242. Наряду с прочими похвальными порядками учредили.

Ст. 279. Промыслом — по ремеслу, занятию. С природы — по происхождению.

Ст. 297. Что скотами нас чинит — что делает нас в глазах людей скотами.

Ст. 312. Того — зла.

Ст. 317. Ценой — за настоящую цену.

Ст. 321. Устен — уст. Тому — богу.

454

Ст. 322. Тех — молитв.

Ст. 331. Те — указы.

Ст. 347. Богат подданных числом — имеет много крепостных крестьян.

Ст. 350. Пока не заметил в слуге еще большей глупости.

Ст. 352. Без опаства муки — без страха наказания.

Ст. 354. Хозяин думал, что неприлично ему самому проверять счета.

Ст. 359. И малую долю его несметных богатств.

Ст. 371. Обнажен — здесь: лишен.

Ст. 386. Йовиш — Юпитер.

Ст. 387–388. Иль власть свою чая тем являть, или, как мню, говорить не зная — или думая этим власть свою проявить, или, как мне кажется, не умея говорить.

Ст. 389. Отродок — порождение, следствие.

Ст. 401. Большу — более вескую причину.

Ст. 421. Оную — добродетель.

Ст. 446. Липчивы недуги — заразные болезни.

Ст. 448. Ему не свой порок — не свойственный ему порок.

Ст. 453–454. Неблагодарность вредит и тому, в ком она гнездится, и тому, кто избегает быть неблагодарным.

Ст. 460. Крухи — крохи.

Ст. 472. Полными руками — с распростертыми объятиями.

Ст. 477. В образе Ксенона отражены многие черты, свойственные Ивану Алексеевичу Долгорукому, фавориту Петра II.

Ст. 493. Хотя опытность приобретается с трудами и годами.

Ст. 497. Где по нем — где после него.

Ст. 524. И вины их казнь претерпевати — и за вину их терпеть наказание.

Ст. 525. В соборе — здесь: вместе, в сборе.

Ст. 535. Винный — виновный.

Ст. 538. Не к издеву — не на шутку.

Ст. 539. Утолять огонь — мирить.

Ст. 540–541. Представляя, что причина распри маловажна.

Ст. 550. Ударился без оглядку в ноги — пустился без оглядки бежать.

Ст. 565. Печатные ... вести — газеты.

Ст. 577. Что чужие дети будут его звать своим отцом.

Ст. 586. Не один мешок — разумеется мешок денег, золота.

Ст. 591. Себе льстит — себя обманывает.

Ст. 592. Водяною — водянкою.

Ст. 594. Что день — ежедневно.

Ст. 607. Подлый народ — простой народ. Слово «подлый» во времена Кантемира не имело бранного значения, оно применялось к людям, принадлежащим к податному сословию.

Ст. 612. Без цуга — см. примечание к ст. 201 сатиры IV.

Ст. 655. Причет или причт — духовенство данной церкви.

Ст. 670. Скучают — докучают, надоедают.

Ст. 678–679. Когда же мир унывать бесплоден мразами начнет — когда наступят морозы.

Ст. 680. А вы, которые думаете, что одарены светом ума.

455

Ст. 683. Затеи — здесь: замыслы.

Ст. 691. И дают — имеются в виду взятки. Постою не знаешь — твой дом освобожден от постоя солдат.

Ст. 704. На правеже — в старину для принуждения к уплате долга или подати ставили в правеж, т. е. избивали палками.

Ст. 710. Палаты — здесь: полати.

Ст. 715. Подклет<ь> — нижнее помещение в крестьянской избе.

Ст. 720. Чрез год —. каждый год.

Ст. 726. И где до смерти всех бьют — т. е. в бою, в сражении.

Ст. 728. Наряжать мне все собой — делать мне все самому.

Ст. 735. Бельцом быти — т. е. снова стать мирянином (в отличие от чернеца, монаха).

Ст. 740. Харя — маска.

Ст. 746. Тую — речь.


Гершкович З.И. Комментарии: Кантемир. Сатира V. На человеческие злонравия вообще. Сатир и Периерг // А.Д. Кантемир. Собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1956. С. 453–456. (Библиотека поэта; Большая серия).
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2019. Версия 2.0 от от 20 января 2018 г.