80. Избр. соч., с. 217, по датированному автографу ПД.

Ветрила — паруса.

Несчастна ласточка, по Итисе скорбяща. Капнист так

562

излагает в примеч. этот миф: «Пандион, царь афинский, имел двух дочерей: Прогнею и Филомелу. Старшую отдал он в замужество за Терея, фракийского царя. Чрез несколько лет царь сей выпросил у Пандиона позволение Филомеле навестить сестру свою. Возвратяся с нею в Фракию, он ее изнасильствовал, заключил в темницу и отрезал язык. Она сыскала средство известить Прогнею о несчастии своем, которая, освободя тайно сестру свою и потом в ярости умертвив сына своего Итиса, представила в явство Терею. Филомела, нечаянно явив, бросила ему на стол голову младенца. Когда злодей бросился на них с мечом, то боги превратили Прогнею в ласточку, а Филомелу в соловья, а Итиса в фазана. Вот басня. Должно заметить, что Пандион не был потомок Кекропа, первого царя афинского, но Гораций причисляет его к дому Кекропа потому единственно, что он царствовал в Афинах» (ПД).

Любящего их стадо бога — Пана (греч. миф.), аркадского бога лесов и рощ.

Калесских сладких вин — из Калеса, местечка «вблизи от Капуи, в Италии. Вино, оттуда получаемое, почиталось наилучшим» (примеч. Капниста. — ПД).

Лот — старинная мера веса около 13 грамм.

В Сульпициевых погребах. «По-видимому, в оных хранились самые лучшие вина. Не можно наверно утвердить, что это был погреб. Латинское слово «horrea» означает просто хранилище, амбар. Из многих мест Горациевых од видеть можно, что римляне хранили вино на чердаках» (примеч. Капниста. — ПД).

Стикс — см. примеч. 4.

Что на костре нам должно тлеть. По обычаю древних римлян, трупы покойников сжигались на кострах.


Г.В. Ермакова-Битнер. Комментарии: Капнист. Расчетливое угощение. Кн. IV, ода XII // Капнист В.В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1973. С. 562–563. (Библиотека поэта; Большая серия).
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2024. Версия 2.0 от от 17 февраля 2018 г.