247. Избр. соч., с. 155, по автографу ПД (на бумаге 1815 г.), без авторских примечаний. Печ. по автографу. Рукопись содержит большое количество важных поправок. Например, Капнист заострил обличительный смысл ст. 28 (было: «Владыки злобны! трепещите»).

Царь-пиит — Давид, полулегендарный царь израильско-иудейского

577

государства (конец XI в — ок. 950 до н. э.); Библия приписывает ему сочинение псалмов — религиозных гимнов. Строфы 2 и 3 «Оды на пиитическую лесть» являются переложением псалма 81, от которого отправлялся и Державин в стихотворении «Властителям и судиям». Образ «царя-пиита», «царя-пророка», созданный Капнистом, предвосхитил декабристскую трактовку этого библейского героя. В произведениях Катенина, Кюхельбекера, а также Грибоедова Давид — идеальный образ народного вождя, воителя и поэта.

Омир — Гомер.

Гезиод — см. примеч. 64; ему принадлежит также поэма «Труды и дни», содержащая обличение неправедных судей, которых Гезиод именовал «царями».

Алкей — см. примеч. 72.

Скрыжали — каменные доски с высеченными на них письменами.

Синклит — см. примеч. 4.

Октавова льстеца. Подразумевается Гай Цезарь Октавиан — первый римский император (27 до н. э. — 14 н. э.), вошедший в историю под именем Августа.

Отвергши прелесть диядимы. Осуществляя верховную власть на русской земле в период изгнания интервентов, Д. М. Пожарский (1578–1641) не стремился сохранить ее за собой. По некоторым данным, он сам не считал возможным претендовать на русский престол. После избрания царем Михаила Романова оставался в тени, занимая второстепенные государственные должности. Диядима — диадема, старинный головной убор царей в виде драгоценной повязки.

Достойны ль петь они владыку — Петра I.

Белт — Балтийское море.


Г.В. Ермакова-Битнер. Комментарии: Капнист. Ода на пиитическую лесть // Капнист В.В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1973. С. 577–578. (Библиотека поэта; Большая серия).
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2024. Версия 2.0 от от 17 февраля 2018 г.