64. ЛН, кн. 9—10, 1933, с. 45, с предположением об авторстве А. Н. Радищева. Печ. по изд.: А. Н. Радищев, Полн. собр. соч. т. 2, M.—Л., 1941, с. 352. Список — ГПБ, где авторство приписано Г. Р. Державину. Авторство Словцова впервые указано Г. И. Сенниковым (см. «Межвузовская научная конференция литературоведов, посвященная 50 летию Октября» (программа и краткое содержание докладов), Л., 1968, с. 13). Подробная аргументация авторства Словцова дана Ю. M. Лотманом (см. «Ученые записки ТТУ», вып. 209, 1968, с. 361).
Кипарис — см. примеч. 4.
Стоит, чтоб оракулом явиться и т. д. Полемика с представлением, особенно распространенным среди масонов, согласно которому мера истинности текста соответствует его древности.
Тот лишь термин — в тех лишь преде чах.
Истукан — здесь предрассудки.
С алтаря не опрокинет персть. Персть на алтаре — образ предрассудков, ложных ценностей.
Мание Сатурна — веление времени.
Отцы столпотворенья — библейские авторитеты.
До всеобща труса — до грядущего разрушения мира.
Франклин (см. примеч. 10) — борец за освобождение Соединенных Штатов Америки от владычества Британии.
Рейналь — см. примеч. 62.
Мурза в чалме, певец Астреи — Г. Р. Державин.
Орел белый — эмблема Польши.
Тис — символ смерти у древних.
Геркулан со знамям и т. д. Сопоставление языческого Геркуланума и христианского Лиссабона, одинаково павших жертвами стихийных бедствий, в философской полемике XVIII в. воспринималось как аргумент против божественного промысла.
Проснутся на трубы — см. примеч. 5.