[[181]] Законы по существенному их предмету разделяются на законы государственные, законы гражданские, законы уголовные и законы, служащие к восстановлению общаго мнения, ибо оное есть твердейшая оных подпора.
Законы государственные означают права и обязанности управляющих и управляемых. Сие отделение законоположения содержать будет следующия статьи
1-е. Права и обязанности главы империи государя.
а) О ненарушимости его особы.
б) О правах его и обязанностях в устроении спокойствия внешнего и внутреннего.
2-е. Права и обязанности государства.
а) Они отправляются учрежденными правительствами.
б) Верховное правительство в России есть Сенат. [[181 об.]]
в) Ему подчинены все другие правительства или вся гражданская иерархия,
г) Россия разделена на губернии и округи.
3-е. Права и обязанности народа или граждан вообще.
а) Права их состоят в свободе 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самаго себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимы себе равными. Образ и обряд отправления оных прав означены будут с великою точностию, для предупреждения всяких превратных толкований.
б) Обязанности граждан состоят: 1-е) в верности государю и государству, 2) в непрекословном повиновении изданным
законам, 3) в повиновении повелениям законных начальств, елико то с законами сходствует.
в) Народ российской разделяется на сословия или чиносостоянии.
1) Дворянство.
2) Гражданство или мещанство. [[182]]
3) Духовенство.
4) Поселяне разнаго звания.
5) Роды людей, к перьвым четырем отделениям не принадлежащие, имеющие особые права, времянно или всегда.
Пятое отделение содержать будет некоторые постановления общие, касающиеся до военных людей, до казенных мастеровых, где они есть, и некоторые другие, которые хотя не составляют истинно государственнаго сословия, но имеют по званию своему особые права.
Законы гражданские имеют своим предметом права лиц и права вещей и относящиеся к ним деяния граждан. Лица суть или соборные или естественные. Соборные лица суть:
а) Церкви или общества церковные.
Общества б) духовные, в) ученые, г) кавалерские ордена и пр.
Права и обязанности лиц естественных относятся 1-е к супружеству и кто может в оное [[182 об.]] вступать и как оно уничтожается, 2) к родителям и детям, 3) к господам и слугам по договору, 4) к ученикам и учителям или мастерам.
Вещь в смысле закона есть все то, что может быть предметом прав и обязанностей, следует, что и самые деяния гражданские суть вещи в смысле закона.
Права вещественные относятся к имениям и состоять будут в следующих отделениях.
а) О имении вообще, б) о собственности, в) о владении, г) о употреблении, д) о повинностях.
Имения суть движимые и недвижимые.
1) О разных средствах приобретения имения а) недвижимого, б) движимого, например: покупка и заклад, наследство, завещание, договор и пр.
2) О средствах отчуждения имений а) недвижимых, б) движимых, например: продажа, подарок, договор, приданое и многие другие.
Законы уголовные определяют, что есть преступление, проступок или погрешность, то есть в чем состоит противоузаконное деяние. [[183]]
Противузаконное деяние не может иначе быть и возникнуть как только там, где есть свобода деяний, где есть намерение.
Если от деяния какого-либо последует вред, но не обнаружится при том ни намерение, ни в причинении онаго свободы деяния, тогда деяние не может вменится в преступление, и закон определяет за оное удовлетворение, а не наказание, ниже пеню.
Великость противузаконнаго деяния измеряется по великости или общественности вреда, от онаго производимаго или произойти могущаго, а потому деяния противузаконные могут быть общие и частные.
Противузаконные деяния оскорбляют или 1-е) самую природу или
2-е) общество или 3-е) закон и постановление.
Преступления бывают:
1-е) Против жизни и здоровья.
2-е) Против чести и доброго имяни.
3-е) Против свободы.
4-е) Против имения.
5-е) Против спокойствия.
6-е) Против мысли или мнения. [[183 об.]]
О преступлениях, служащих государству, можно сделать особую статью для лучшаго соображения.
Намерение всяких наказаний не может иное быть как или предупреждение преступления или исправление преступника (мщение всегда гнусно) и для того аксиомою поставить можно, что казнь смертная совсем не нужна (разве из сожаления и по выбору преступника), что всякая жестокость и уродование не достигают в наказаниях своей цели. Вследствие сего наказания разделены будут следующим образом:
1) Наказания, стремящиеся к исправлению преступника.
2) Наказания, налагаемые для предупреждения преступлений.
Они состоять могут существенно в том же, чем преступления оскорбляют. Гражданина наказать можно:
В жизни или здравии – то и другое не нужно. Сие можно доказать;
в свободе деяний,
в имении, [[184]]
в чести и добром имяни,
в спокойствии,
в мысли.
Наказания суть следующие:
1) Темничное заключение и содержание под стражею:
а) больше и меньше строгое, в
б) работе.
2-е) Ссылка а) на всегда б) на время.
3-е) Изгнание а) на всегда, б) на время.
4-е) Лишение отечества или места пребывания а) на всегда, б) на время.
5-е) Телесное наказание. Сие не иначе должно быть как в виде исправления, а потому всегда легко, и с великою осторожностью.
6-е) Лишение выгод, прав и преимуществ своего сословия.
7-е) Лишение доброго имяни.
8-е) Денежная пеня.
9-е) Выговор.
Сии наказания могут быть иногда соединены, но очень редко. Ибо усугубление наказаний превосходит всегда меру.
Между предварительными средствами поставляется поручительство [[184 об.]] в добром поведении, залог и пр.
Общее мнение, яко твердейшая опора всех человеческих постановлений, возникает и вкореняется следующим:
1) Воспитанием.
2) Почтением к законам.
3) Награждениями.
4) Доверенностию к правительству.
5) Сообразностию всех законоположений и правительственных постановлений.
О всех сих предметах поставить нужно непременныя правила, а уложение о заслугах и награждениях столь же нужно, как уложение о преступлениях и наказаниях.
а) Для лучшаго устроения земской полиции, которая должна присуща быть на всякой точке округи (если так сказать можно), округи должно разделить и устроить с некоторою против нынешнего отменою, но сие относится к учреждению, а не к законам.
б)Польза наказания телесного есть (по крайней мере для меня) проблема недоказанная. Оно цели своей достигает ужасом. Но ужас не есть спасение и действует лиш мгновенно.