Димитрий Самозванец (стр. 425). Впервые — отдельным изданием под таким же заглавием (СПб., 1771). Представлена была в первый раз на Придворном российском театре 1 февраля 1771 г. В доношении в Академию наук от 8 февраля 1771 г. Сумароков просил как можно скорее напечатать свою трагедию в академической типографии ввиду предстоящего отъезда его в Москву, указывая при этом, что пьеса была до ее постановки прочтена Екатериной II. Тем не менее «Димитрий Самозванец» был отдан на просмотр акад. С. Я. Румовскому, у которого вызвало сомнение пятое явление третьего действия (Семенников, стр. 101—102). Только через 20 дней состоялась резолюция Академической комиссии о напечатании «Димитрия Самозванца» (там же, стр. 113). Стихи, вызвавшие замечания академического цензора, в трагедии остались.
Источником этой трагедии послужил Сумарокову, по-видимому, «Синопсис». Как и в других своих «исторических» трагедиях, Сумароков очень свободно обращался с историческими фактами, и, по существу, кроме имен Димитрия Самозванца, Шуйского и Игнатия, все остальное выдумано автором.
Действ. I, явл. 5.
Меня? — Супругу ты имеешь. — Законом та римлянка. — В этом стихе лишнее слово «законом» разрушает ритм.
Такой ея упор — такое упорство, упрямство.
Явл. 6.
Аспид и василиск — ядовитые змеи, упоминаемые в христианской мифологии.
Действ. II, явл. 1.
Мятежникам, врагам отеческому граду — врагам отеческого града, т. е. Москвы.
Как страждет Новый свет. Завоевание Мексики испанцами и проявленные при этом зверства неоднократно, начиная с ломоносовского «Письма о пользе стекла», служили предметом возмущения русских писателей.
Паписты — католики; здесь: католики-испанцы.
Кавказ тебя родил, Иркания питала. —
572
Кавказ и прилегающая к южной части Каспийского моря область Персии считались в XVII—XVIII вв. местожительством жестоких, варварских народов (ср. Ломоносов: «Се знойные Иркански бреги. Где, варварски презрев набеги, Сквозь степь и блата Петр прошел». — «Ода 1746 года»).
Явл. 3.
Почтенней на торгу с Георгием умреть. Казни в Москве в прежнее время совершались на торговых площадях.
Явл. 6.
Зияет тигр — разевает свою пасть тигр.
Явл. 7.
Уныли вкруг Москвы и т. д. — пришли в уныние прекрасные места вокруг Москвы.
Действ. III, явл. 2.
За общество умреть и хвально и приятно! Перевод-переделка стиха Горация: «Dulce et decorum est pro patria mori!» («Сладостно и похвально умереть за отечество!», Оды, кн. III, ода 2, стих 13).
Явл. 3.
Живи и в черную одежду облекись — прими монашество.
Еще Игнатию противостати смеют. Игнатий (ум. 1640) — рязанский архиепископ, грек по происхождению, первый из русских духовных сановников признавший Димитрия Самозванца. За это был, по приказанию последнего, посвящен в патриархи; в свою очередь венчал Самозванца на царство и совершил обряд его бракосочетания с Мариной Мнишек.
Явл. 5.
О правосудия плоды и т. д. Эти два стиха, и в особенности слова о «женской слабости», по-видимому, воспринимавшиеся как намек на «слабости» Екатерины, вызвали сомнения академического цензора, акад. С. Я. Румовского, который предлагал их удалить (см. вводную часть комментария к «Димитрию Самозванцу»).
Ликуй монарх и т. д. — пусть ликует монарх, и пусть стонут все подданные.
Не сын отечества — отечества злодей и т. д. Этот монолог Георгия явно имеет в виду не исторического Димитрия Самозванца, а окруженную «множеством вельмож» Екатерину II. Слова «на троне ищущий из подданных судей», вероятно, должны означать «судей, оправдывающих поведение монарха».
Отрасль Константина — потомок византийских императоров.
Действ. IV, явл. 1.
Вседушно — всей душой.
Послушна буди, дщерь монарха всей вселенной — будь послушна ты, дочь монарха всей вселенной.
Явл. 4.
И дух из существа — и дух из тела.
Прочет надпись — прочтя надпись.
Коль должно быть сему, труды мои явленны — если это (написанное в хартии, переданной Пармену Димитрием) должно осуществляться, мои труды должны обнаружиться, т. е. Пармен считает нужным бороться против приказа Димитрия.
Действ. V, явл. 4.
Прослуга — преступление.
Винна ли ты, иль нет, будь винна града жертва — виновна ли ты или нет, но будь жертвой вместо виновного города (Москвы).
В преддверии — в передней, в помещении перед данной комнатой.
Берков П.Н. Комментарий: Сумароков. Димитрий Самозванец // А.П.Сумароков. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 572—573. (Библиотека поэта; Второе издание).
Димитрий Самозванец (стр. 425). Впервые — отдельным изданием под таким же заглавием (СПб., 1771). Представлена была в первый раз на Придворном российском театре 1 февраля 1771 г. В доношении в Академию наук от 8 февраля 1771 г. Сумароков просил как можно скорее напечатать свою трагедию в академической типографии ввиду предстоящего отъезда его в Москву, указывая при этом, что пьеса была до ее постановки прочтена Екатериной II. Тем не менее «Димитрий Самозванец» был отдан на просмотр акад. С. Я. Румовскому, у которого вызвало сомнение пятое явление третьего действия (Семенников, стр. 101—102). Только через 20 дней состоялась резолюция Академической комиссии о напечатании «Димитрия Самозванца» (там же, стр. 113). Стихи, вызвавшие замечания академического цензора, в трагедии остались.
Источником этой трагедии послужил Сумарокову, по-видимому, «Синопсис». Как и в других своих «исторических» трагедиях, Сумароков очень свободно обращался с историческими фактами, и, по существу, кроме имен Димитрия Самозванца, Шуйского и Игнатия, все остальное выдумано автором.
Действ. I, явл. 5.
Меня? — Супругу ты имеешь. — Законом та римлянка. — В этом стихе лишнее слово «законом» разрушает ритм.
Такой ея упор — такое упорство, упрямство.
Явл. 6.
Аспид и василиск — ядовитые змеи, упоминаемые в христианской мифологии.
Действ. II, явл. 1.
Мятежникам, врагам отеческому граду — врагам отеческого града, т. е. Москвы.
Как страждет Новый свет. Завоевание Мексики испанцами и проявленные при этом зверства неоднократно, начиная с ломоносовского «Письма о пользе стекла», служили предметом возмущения русских писателей.
Паписты — католики; здесь: католики-испанцы.
Кавказ тебя родил, Иркания питала. —
Кавказ и прилегающая к южной части Каспийского моря область Персии считались в XVII—XVIII вв. местожительством жестоких, варварских народов (ср. Ломоносов: «Се знойные Иркански бреги. Где, варварски презрев набеги, Сквозь степь и блата Петр прошел». — «Ода 1746 года»).
Явл. 3.
Почтенней на торгу с Георгием умреть. Казни в Москве в прежнее время совершались на торговых площадях.
Явл. 6.
Зияет тигр — разевает свою пасть тигр.
Явл. 7.
Уныли вкруг Москвы и т. д. — пришли в уныние прекрасные места вокруг Москвы.
Действ. III, явл. 2.
За общество умреть и хвально и приятно! Перевод-переделка стиха Горация: «Dulce et decorum est pro patria mori!» («Сладостно и похвально умереть за отечество!», Оды, кн. III, ода 2, стих 13).
Явл. 3.
Живи и в черную одежду облекись — прими монашество.
Еще Игнатию противостати смеют. Игнатий (ум. 1640) — рязанский архиепископ, грек по происхождению, первый из русских духовных сановников признавший Димитрия Самозванца. За это был, по приказанию последнего, посвящен в патриархи; в свою очередь венчал Самозванца на царство и совершил обряд его бракосочетания с Мариной Мнишек.
Явл. 5.
О правосудия плоды и т. д. Эти два стиха, и в особенности слова о «женской слабости», по-видимому, воспринимавшиеся как намек на «слабости» Екатерины, вызвали сомнения академического цензора, акад. С. Я. Румовского, который предлагал их удалить (см. вводную часть комментария к «Димитрию Самозванцу»).
Ликуй монарх и т. д. — пусть ликует монарх, и пусть стонут все подданные.
Не сын отечества — отечества злодей и т. д. Этот монолог Георгия явно имеет в виду не исторического Димитрия Самозванца, а окруженную «множеством вельмож» Екатерину II. Слова «на троне ищущий из подданных судей», вероятно, должны означать «судей, оправдывающих поведение монарха».
Отрасль Константина — потомок византийских императоров.
Действ. IV, явл. 1.
Вседушно — всей душой.
Послушна буди, дщерь монарха всей вселенной — будь послушна ты, дочь монарха всей вселенной.
Явл. 4.
И дух из существа — и дух из тела.
Прочет надпись — прочтя надпись.
Коль должно быть сему, труды мои явленны — если это (написанное в хартии, переданной Пармену Димитрием) должно осуществляться, мои труды должны обнаружиться, т. е. Пармен считает нужным бороться против приказа Димитрия.
Действ. V, явл. 4.
Прослуга — преступление.
Винна ли ты, иль нет, будь винна града жертва — виновна ли ты или нет, но будь жертвой вместо виновного города (Москвы).
В преддверии — в передней, в помещении перед данной комнатой.