× «Чему смеетесь? над собою смеетесь!» — Гоголь 2.0.


Эпистола IV.

Санная кость — грудная кость, соединяющая ребра.

Ст. 10 Быть земной подобным не благоволил нам тле — не уподобил человека букашке.

Ст. 14. Всему в печать — всему в пример.

Ст. 44. Не костей от слога в нем, что он упадает — не от строения скелета, а по какой-либо другой причине человек падает.

Ст. 49. Становые жилы — нервы.

Ст. 50. Духи жизненны — понятие, введенное Декартом для того, чтобы найти соединительное звено между телом человека, которое он трактовал как сложную машину, и нематериальной душой.

Ст. 104. Что как тварь человек там ина — человек там кажется совершенно иным существом.

Ст. 115–118. Зол, кого в знак естество и т. д. По-видимому, имеется в виду внешность А. П. Сумарокова, над которой часто издевались его литературные враги.

Ст. 127. Водный сок и пресный. Имеются в виду лимфатические железы и их содержимое.

Ст. 136. Ей

517

большою имя есть Речь идет об аорте, выходящей из левого o желудочка сердца.

Ст. 140. Что дуплястою враки иль зовут пустою — т. е. вена, которую ошибочно называют пустой или дуплистой; по ней поступает кровь в правое предсердие.

Ст. 262. В мах — быстро, мгновенно.

Ст. 279. Красна нет убору — нет красоты.

Ст. 310. Без нужды— без усилия.

Ст. 352. Все сокровище — мозг.

Ст. 402. Что зрим не двойные вещи, а двоимый зреть уд — видим не удвоенные предметы двойным органом зрения.

Ст. 423. Сеточка тонка вельми — сетчатка глаза.

Ст. 425–426. В древних неки мнили и т. д. Эвклид (III в. до н. э.), древнегреческий математик, полагал, что из глаз истекают «зрительные лучи», которые протягиваются к телам внешнего мира. Этого взгляда придерживался ранее Пифагор (582–500 до н. э.).

Ст. 430. А новейшим мудрым и неугоден стал всем. В XVII в., благодаря работам ряда ученых, и особенно Декарта, было установлено, что глаз является не источником световых лучей, а их приемником.

Ст. 437—·438. Некоторы мужи и т. д. Имеется в виду волновая теория света, предложенная в 1690 г. X. Гюйгенсом, основанная на предположении об эфире как носителе световых волн.

Ст. 462. Пирамидных много шишечек в смесь разметать. Язык человека покрыт вкусовыми сосочками пирамидальной формы.

Ст. 582. От доски заглавной до доски в ней задней зря — т. е. просматривает от начала до конца.

Ст. 640–641. Винный и преступник и т. д. — я умираю виновным и преступником, так как знаю, что наша смерть есть расплата за первородный грех, совершенный в раю Адамом и Евою.

Ст. 650. А прегнувшись весом, вопреки струю лиет — согнутая собственным весом струя льется обратно, вниз.


И.З. Серман. Комментарии: В.К. Тредиаковский. Феоптия. Эпистола IV. // Тредиаковский B.K. Избранные произведения. М.-Л.: Советский писатель, 1963. С. 517–518.
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2020. Версия 2.0 от от 4 июля 2018 г.