1. Осень («Листья в поле пожелтели...»).
Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 2. л. 1 об. — беловой, с поправкой в ст. 3, в тетради 2 «Мелкие стихотворения. Москва. В 1829 году». Вероятно, стихотворение имело продолжение на следующем, утраченном листе тетради.
Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 33. л. 37 об.–38 — в тетради копий юношеских стихотворений, с автографа ИРЛИ.
Печатается по беловому автографу.
Датируется по позднейшей авторской помете в автографе: «(1828)».
Впервые: Лермонтов 1889–1891: I, 1.
Стихотворение, возможно, является отрывком учебного поэтического задания: топика осени — стандартный материал для дидактических и элегических опытов: вслед за общей мрачной экспозицией (картина умирающей природы) в подобных текстах обычно следовала либо похвала сельским трудам и добродетелям, которые вознаграждены обильным урожаем, либо рассуждения о бренности человека (природа возрождается, а человек умирает окончательно и может возродиться только в лучшем мире; об элегической интерпретации осенних мотивов см.: Вацуро 1994: 40–41). Относительная новация Лермонтова — употребление 4-стопного хорея, не слишком типичного для разработки «осенней» темы в рус. поэзии конца XVIII — нач. XIX в.
Лит.: ЛЭ 1981: 356–357; Максимов 1964: 134; Удодов 1973: 290.