2. Заблуждение Купидона («Однажды женщины Эрота отодрали...»).
Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 2. Л. 3 — беловой, в тетради 2 «Мелкие стихотворения. Москва. В 1829 году».
Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 33. Л. 38 — в тетради копий юношеских стихотворений, с автографа ИРЛИ.
Печатается по беловому автографу.
Датируется по позднейшей авторской помете в автографе: «(1828)».
Впервые: Лермонтов 1889–1891: I, 1.
Антологическая эпиграмма аллегорического характера. Обращение к античным образам, как и некоторая архаичность языка, — дань юного Лермонтова литературной школе, которую представляли пансионские преподаватели А. Ф. Мерзляков (1778–1830) и С. Е. Раич (1792–1855). Высказывались предположения, что стихотворение имеет переводное происхождение, но источник заимствования до сих пор не установлен. В основе эпиграммы — сюжет «наказания Амура» (Венера бьет своевольного сына розгой, рукой или розовым букетом), известный с античности и чрезвычайно распространенный в европейском искусстве и литературе Нового времени (А. Караччи, Д.-Ф. Пармеджанино, Ф. Буше, А. Кауфман), в частности, представленный и в галантной гравюре XVIII в. (обычно в составе многочисленных сюит «Воспитание Амура»; там же встречается и сюжет «Месть Амура»: выстрелом из лука бог любви мстит за пренебрежение); среди литературных репрезентаций широко известна анакреонтическая ода П.-Ж. Бернара (Bernard; 1708–1775) «L’Amour fouetté». Реже фиксируется вариация сюжета, где бога любви ловят и наказывают несколько женщин, например, нимфы из свиты Дианы; ср. картину Никола Флейгельса (Vleighels, 1668–1737) «Наказание Амура» («La Punition de l’Amour») из cобрания Эрмитажа. В качестве мотивной параллели к первой части эпиграммы отмечался аллегорический пассаж С. Н. Глинки о порке Амура Грациями (Мечтатель [Глинка С. Г.]. Анекдоты, мысли и замечания // Дамский журнал. 1829. МарТ. № 14. С. 5; Вацуро 2008: 219–220). Однако развитие сюжета, предложенное Лермонтовым в пуанте, выходит за рамки мифологических аллегорий.
Лит.: ЛЭ 1981: 172; Бродский 1945: 80–81; Вацуро 1964: 46–47; Кибальник 1990: 96–97; Вацуро 2008: 54–55; 220–221.