32-37. Портреты

(1. «Он некрасив, он невысок...»;

2. «Довольно толст, довольно тучен...»;

3. «Лукав, завистлив, зол и страстен...»;

4. «Все в мире суета, он мнит, или отрава...»;

5. «Всегда он с улыбкой веселой...»;

6. «Он любимец мягкой лени...»).

Автографы: ОР РГБ. Ф. 298/IV. Карт. 1. № 24. Л. 9–10 об. — беловой (стихотворения 1–6, под заглавием «Портреты»), в тетради А. С. Солоницкого; 2) РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 2. Л. 6–6 об. — беловой с поправками, в тетради 2 («Мелкие стихотворения. Москва. В 1829 году»), текст первого стихотворения под заглавием «Портрет»; вместо ст. 16–20 следует:

Все проклял он как лживый сон!

Как призрак дымныя мечты.

Холодный ум, средь мрачных дум,

Не тронут слезы красоты.

Везде один, природы сын.

Не знал он друга меж людей.

Так бури ток, сухой листок,

Мчит жертвой посреди степей!..

Копии: 1) РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 39. Л. 7 об.–8 об. — с тетради Солоницкого; прислана А. С. Солоницким Краевскому для публикации в ОЗ (см. ниже); 2) ОР РНБ. Ф. 73. № 673. Л. 2 — корректура несостоявшейся публикации текстов из тетради Солоницкого в ОЗ (1848. № 1); 3) РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 33. Л. 41–41 об. — в тетради копий юношеских стихов, с автографа ИРЛИ; текст 1-го стихотворения под заглавием «Портрет».

Печатается по автографу РГБ, дающему полный текст всех стихотворений цикла, с исправлениями: в стихотворении 1 — «славы» вместо «славу» (ст. 11), в ст. 16 восстановлен пропуск: «Все бросил <он>»; в стихотворении 4 «души» вместо «душой» (ст. 2).

Датируется 1829 г. согласно авторской помете на тетради 2 и по положению в тетради Солоницкого (подробнее см. в Преамбуле, п. 2.2.2).

Впервые: ОЗ. 1859. Т. 125. № 7. Отд. 1. С. 14–15 (стихотворение 1, под заглавием «Портрет»); РМ. 1881. № 12. С. 5–6 (стихотворения 2–6, заглавие «Портреты»).

По всей вероятности, «Портреты» написаны в рамках какой-то литературной игры и посвящены пансионским товарищам поэта, однако данные для однозначной идентификации прототипов отсутствуют. Характерные для всей лирики Лермонтова автоописательные мотивы заставляют предполагать, что в первом стихотворении цикла скорее всего изображен сам поэт, хотя позднее он — не без некоторого лукавства — отрицал это в своем примечании в тетради 2 (ИРЛИ): «(Этот портрет был доставлен одной девушке: она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно поэта)». Менее вероятно, что второй портрет списан с одноклассника Лермонтова, члена пансионского литературного кружка И. Р. Грузинова (см. примеч. к № 31). 5-й портрет, возможно, изображает Д. Д. Дурнова (ср. № 30 и примеч.).

Ст. 19–20. Так жертву средь сухих степей / Мчит бури ток сухой листок. — Здесь впервые появляется образ гонимого бурей одинокого листка. Этот мотив, скорее всего заимствован из басни А.-В. Арно «Листок» (1815), чрезвычайно популярной в России (подробнее см. примеч. к стихотворению «Листок», 1841; № 418).

Лит.: ЛЭ 1981: 434; Михайлова 1941: 154–55; Розанов 1942: 163; Иванова 1959: 24; Пейсахович 1964: 425, 432, 439, 452; Кирпотин 1970: 182; Гришунин 1998: 98.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.