61. Леший («В полночь леший лыко драл...»).
Автограф неизвестен.
Копия: РГИА. Ф. 931. Оп. 3. № 720. Л. 88 об.–90 — рукой Н. А. Долгорукова, в тетради стихов и переводов 1865–1871 гг. В копии подзаголовок: «Для оперы Ведьма. 1838»; под текстом примечание: «Написано для оперы М. Ив. Сабурова “Ведьма” в 1829 или 1830 в Университетском Благородном Пансионе». Печатается по копии Долгорукова.
Датируется предположительно 1829–1830 гг. по помете в копии.
Впервые: Чистова 1992: 85–87.
М. И. Сабуров, товарищ Лермонтова по Московскому университетскому благородному пансиону (cм. о нем примеч. к № 5), поэт и музыкант, до конца жизни не оставил своего увлечения домашними спектаклями и представлениями — и в Кишиневе, куда его забросила судьба, и позднее в Кременчугском уезде, где он особенно сблизился с семьей доктора медицины кн. Николая Александровича Долгорукова (1833–1873), племянника соученика Лермонтова по Московскому пансиону и Школе юнкеров К. А. Булгакова (1812–1862). Именно тогда Долгоруков, вероятно, и получил от Сабурова текст «Лешего» — как воспоминание о юношеских творческих опытах пансионеров (см. либретто пансионской оперы «Цыганы», также, вероятно, задуманное вместе с Сабуровым — Т. 3. № 483). Возможно, именно «Лешего» Долгоруков хотел предложить Краевскому для публикации в «Отечественных записках» в 1865 г. (и еще раньше — для собрания сочинений): «маленькая, вполне законченная поэма, написанная в 1829 или 1830 годах <...> для одного товарища <...> по университетскому пансиону» (ЛН. 1949. Т. 51–52. С. 481; письмо от 16/28 марта 1865, публ. Э. Э. Найдича). Эти свидетельства Н. А. Долгорукова и авторитетный статус восходящих к нему источников делают корректным включение «Лешего» в основной корпус сочинений поэта, несмотря на заметное несовершенство этого ученического сочинения.
Как следует из примечания в копии, стихотворение «Леший» связано с замыслом волшебной оперы, однако жанровые характеристики текста (баллада или поэма-сказка) не позволяют считать его готовым номером музыкального представления (вокальной или хоровой партией). Возможно, «Леший» — это повествовательное развитие одного из ответвлений задуманного оперного сюжета (с рефлексами музыкально-драматического замысла, ср. например, рефрен «Ай люли, люли»).
Лит.: Чистова 1992: 81–95.