384. И. П. Мятлеву («На здешних дам морозных...»).

Автограф: РГАЛИ. Ф. 276. Оп. 1. № 45. Л. 1 — беловой, на отдельном листке.

Копии: 1) РГАЛИ. Ф. 276. Оп. 1. № 46. Л. 1 — на отдельном листке, сделана с автографа РГАЛИ; 2) РГАЛИ. Ф. 276. Оп. 1. № 6. Л. 1 — на отдельном листке, заглавие «В альбом автору Курдюковой»; текст, соответствующий первой публикации (см. ниже), с разночтениями относительно автографа.

Печатается по автографу, с конъектурой в ст. 12 (вместо «Dе madame Курдюков!» — «Madame de Курдюков!»); полемику о выборе источника основного текста см.: Ашукина 1957: 229; Городецкий 1958: 239; также см.: Филькина 2011: 284.

Датируется 1840 г., предположительно периодом с 15 января по 11 марта 1840 г. (см. ниже).

Впервые: ОЗ. 1842. Т. 24. № 9. Отд. 1. С. 174 (под заглавием «В альбом автору “Курдюковой”» — с разночтениями относительно автографа).

Стихотворение обращено к поэту Ивану Петровичу Мятлеву (1796–1844), автору описательно-юмористической поэмы «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л’этранже» (1840–1844), написанной в так называемом макароническом стиле, основанном на смешении различных языков (в «сенсациях...» смесь русского и французского). Мятлев был усердным посетителем петербургских светских салонов, где после возвращения из поездки по Европе (15 января 1840 г.) с огромным успехом читал свою шутливую поэму, представляющую события европейской истории и современной жизни от лица невежественной провинциальной помещицы. Лермонтов познакомился с Мятлевым, скорее всего, у Карамзиных (см. примеч. к № 408), где Мятлев бывал особенно часто и где в январе — феврале 1840 г. знакомил хозяев и их гостей со своей поэмой еще до выхода ее из печати (см.: Белинский 1953–1959: V, 166). От имени Курдюковой написан и его шуточный мадригал, обращенный к Лермонтову:

Мосье Лермонтов, вы пеночка,
Птичка певчая, времан!
Ту во вер сон си шарман,
Что они по мне как пеночка
Нон де крем, ме де Креман.
Так полны они эр фиксом
Де дусер и де бон гу,
Что с душевным только книгсом
Вспоминать о них могу.

Пер.: «Господин Лермонтов, вы пеночка, / Птичка певчая, поистине! / Все ваши стихи так прекрасны, / Что они по мне как пеночка / Не сливок, но Кремана <шампанского>. / Так полны они духа нежности и хорошего вкуса, / Что с душевным только поклоном / Вспоминать о них могу» (Мятлев 1969: 104). 17 февраля П. А. Вяземский, который чуть ли не ежедневно общался с Мятлевым в разных петербургских домах, включил текст мадригала в свое письмо к жене, назвав его «новым произведением» (Герштейн 1959: 171).

В литературе нет единого мнения, является ли стихотворение Лермонтова началом или продолжением поэтического разговора с Мятлевым. Однако резоннее предположить, что стихи Лермонтова с оценкой поэмы Мятлева и вызвали признательную реакцию последнего. Учитывая, что к 17 февраля ответ Мятлева был уже известен Вяземскому, создание лермонтовских стихов следует в этом случае отнести к периоду с 15 января по 15 февраля 1840 г. Обратная последовательность стихотворной переписки заставила бы датировать лермонтовский текст периодом с 15–17 февраля до 11 марта 1840 г. (арест Лермонтова за дуэль с Э. де Барантом; см. примеч. к № 390). В любом случае, датировка стихотворения не может выходить за рамки периода с 15 января по 11 марта 1840 г.

Стихотворение «И. П. Мятлеву» построено на ироническом признании превосходства мадам Курдюковой над «морозными» светскими красавицами; в основе шутки каламбур, в котором Лермонтов использовал созвучие русского слова «мороз» с французским «morose» (угрюмый, серьезный). Последняя строка имитирует мятлевский макаронический стиль, который также использован в посланиях, адресованных А. А. Олениной (№ 373) и А. А. Углицкой (№ 404).

Лит.: ЛЭ 1981: 75; Герштейн 1959: 170–173; Мануйлов 1979: 334–337; Скобелева 2009b: 128–142; Пильщиков 2015.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.