407. Последнее новоселье.

(«Меж тем, как Франция, среди рукоплесканий...»).

Автографы: 1) ОР РНБ. Ф. 429. № 11. Л. 9 об.–11 — черновой, карандашом, без заглавия, в альбоме Лермонтова 1840–1841 гг.; 2) РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 38. Л. 1–2 — беловой, на листах из альбома А. Д. Боратынской (Аабамелек).

Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 15. Л. 15–16 — авторизованная, с поправками рукой Лермонтова, на двойном листе, вложенном в тетрадь 15.

Стихотворение разошлось в большом числе списков (см. выявленные в фондах РО ИРЛИ: Ф. 524. Оп. 1. № 53 — копия с поправками А. Ф. Онегина, из бумаг В. А. Жуковского; Ф. 524. Оп. 1. № 54 — из собрания Н. Б. Хвостова; Ф. 524. Оп. 1. № 55 — из собрания Лермонтовского музея; Ф. 244. Оп. 8. № 41. Л. 4–5 об. — в альбоме А. П. Керн).

Печатается по прижизненной публикации.

Датируется концом марта — началом апреля 1841 г. по времени отъезда Лермонтова из Петербурга и по воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, сообщавшего, что «пьесу “Последнее новоселье”» Лермонтов написал на Святой неделе, которая в 1841 г. началась 31 марта (Воспоминания 1989: 52).

Впервые: ОЗ. 1841. Т. 16. № 5. Отд. 3. С. 1–2. В тексте ОЗ все местоимения, относящиеся к Наполеону, последовательно были набраны с заглавной буквы («Он», «Ему», «Его»).

Стихотворение входит в «наполеоновский цикл» стихотворений Лермонтова (см. примеч. к № 38). Написано в связи с известием о перенесении праха Наполеона с острова Св. Елены в Париж 15 декабря 1840 г. Оценку личности Наполеона и характер его изображения в известной мере определила разнонаправленная полемика во французской печати, начатая еще весной 1840 г. (12 мая решение о перенесении праха императора было оглашено королем Луи-Филиппом в палате депутатов). Амбивалентность исторического облика Наполеона, разнобой в публичных оценках его деятельности — неотъемлемые элементы поэтической наполеоники; см. например, оду В. Гюго «Два острова» («Les deux îles», 1825), целиком построенную на этом репутационном конфликте. Данный конфликт, и у Гюго, и у Лермонтова расценивается как свидетельство релятивизма людских мнений, их принципиальной незначимости в оценке героя, ведомого судьбой. Однако Лермонтов замечает и деградацию народа, который цинически относится к славе и достоинству национального героя. В этом смысле Лермонтову близки рассуждения А. де Мюссе в вводной главе «Исповеди сына века» (1836) о растерянности и разочарованности постнаполеоновских поколений во Франции (см. примеч. к № 368).

Любопытен отзыв на «Последнее новоселье» в письме Белинского к П. Н. Кудрявцеву от 28 июня 1841 г.: «Какую дрянь написал Лермонтов о Наполеоне и французах — жаль думать, что это Лермонтов, а не Хомяков» (Белинский 1953–1959: XII, 57). Свой стихотворный цикл, посвященный перенесению праха Наполеона (Москвитянин. 1841. № 1–3), сам А. С. Хомяков позднее расценивал как полемический по отношению лермонтовскому стихотворению, хотя первое произведение цикла и содержало упрек Франции: «С шумом буйных ликований, / Поздней ревности полна, / В дни несчастья, в дни страданий / Изменившая страна!» (Хомяков 2005: 190–194, 564–566). Определенный скепсис по отношению к торжеству перенесения праха выражала и Е. П. Ростопчина: «Не сыщет исполин покоя / Там, где шумит толпа пигмей!..» (1840). Тому же событию посвящены также стихи А. И. Подолинского («Звезда» и «Остров Св. Елены», 1841).

Ст. 12. Ты жалкий и пустой народ! — Эта характеристика французского обывателя опирается на формулу из пушкинской статьи «Последний из свойственников Жанны д’Арк» (1837): «Жалкий век! жалкий народ!» (Пушкин 1937–1959: XII, 155).

Ст. 31–32. В степях египетских, у стен покорной Вены, / В снегах пылающей Москвы. — Речь идет о египетской экспедиции 1798–1801 гг., разгроме Австрии, закончившемся Венским миром (1809 г.), и пожаре Москвы 1812 г.

Ст. 41–48. Лишенный прав и места гражданина ~ Забытый, он угас один. — 31 марта 1814 г. союзники вступили в Париж, 6 апреля Наполеон отрекся от престола, сохранив, однако, титул императора; после неудачной попытки восстановить свою власть 22 июня 1815 г. последовало окончательное отречение в пользу сына; Наполеон был сослан на остров Св. Елены, где и скончался в 1821 г., а его сын вместе с матерью был отправлен в Австрию.

Ст. 75–76. ...Где сторожил его, как он непобедимый, / Как он великий, океан! — Cравнение Наполеона с океаном, возможно, имеет источником пушкинские строки: «Твой образ был на нем означен, / Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем неукротим» («К морю», 1824). Пушкин адресовал эти стихи Байрону, образ которого, однако, в контексте стихотворения тесно связан с Наполеоном, строфы о котором непосредственно предшествовали пассажу о Байроне: «Одна скала, гробница славы... / Там погружались в хладный сон / Воспоминанья величавы: / Там угасал Наполеон...» (Пушкин 1937–1959: III, 332). Другой мотив, содержащийся в этих строках Лермонтова, находит соответствие у Гюго в «Двух островах» (1825): «Et le géant captif fut remis par la terre / A la garde de l’océan» (Hugo 1829: 274; пер.: «И пленный исполин был отдан землею под стражу океана»).

Лит.: ЛЭ 1981: 436–437; Сухомлинов 1895: 216–233; Грунский 1898: 279–290; Нейман 1914a: 121–122; Эйхенбаум 1924a: 111–113; Dechamps 1929: 285–307; Лермонтов 1935–1937: II, 232–236; Эйхенбаум 1961: 116–121, 324–325; Мордовченко 1941: 789–790; Герштейн 1948: 427–428; Герштейн 1977: 312; Иконников 1962: 36–41, 68–69; Архипов 1965: 200–209; Фризман 1973: 126; Гиллельсон 1979: 259–260; Лемке 1909: 137; Базиянц 1982: 78–93; Огарев 1988: 179; Щеблыкина 1993: 5; Жуковский 1999–2013: XIV, 253, 528.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.