455. Олег

Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 3 (тетрадь 3). Л. 15—19.

Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 34. Л. 36 об.—39.

Печатается по автографу.

Датируется 1829 г. по расположению автографа в тетради 3.

Впервые: ОЗ. 1859. Т. 125. № 7. Отд. I. С. 34 (отрывок «Ах, было время, время боев…» в составе статьи: Дудышкин 1859), другой фрагмент — РМ. 1881. № 12. С. 23. Полностью: Лермонтов 1889—1891: I, 17—20.

Текст автографа представляет собой три самостоятельных варианта начала поэмы. Ни один из них не имеет законченного характера. Первый вариант написан 14-строчной «онегинской строфой», два других — вольными «тирадами», астрофическим четырехстопным ямбом. В первом варианте две строфы помечены цифрами 1 и 2; после строфы 2 стоит номер 3, но следующей строфы нет, проведена черта и начат новый вариант, причем повторено название «Олег».

Возможно, замысел поэмы возник осенью 1829 г. в связи с приближением русских войск к Константинополю во время русско-турецкой войны 1828—1829 гг. Героем поэмы сделан киевский князь Олег (ум. 912), который, согласно летописи, правил с 879 г. в Новгороде, а в 882 г. овладел Киевом. Укрепляя границы Киевской Руси, Олег покорил многие племена. В 907 г. он совершил победоносный поход на Царьград (Константинополь), после чего заключил выгодный для Руси договор с греками (в 911 г.).

Первые два фрагмента отмечены фантастическим колоритом и языческими мотивами («жертвенник кровавый», «кумир в тени ветвей», Стрибог). В третьем фрагменте изображается поход Олега на Царьград, и это становится сюжетной основой складывающейся поэмы. «Олег» — первая поэма Лермонтова из истории Древней Руси.

В варианте II (стих Пред кем дрожали печенеги) и в варианте III (стих Пред ним дрожали печенеги) допущена историческая неточность: набеги печенегов начались только при Игоре, после смерти Олега.

Трактовка образа Олега как мстителя (отрывок >III, стих И он искал на греков мести) совпадает с пушкинской («Песнь о вещем Олеге», 1822). Несомненно, знал Лермонтов и думу К. Ф. Рылеева «Олег Вещий» (1822), а возможно, и стихотворение Ф. И. Тютчева «Олегов щит» (1829).

Когда-то жертвенник кровавый / Дымился божеству войны. — Речь идет о боге грома и молнии (Перуне), которому поклонялись древние славяне. Перун считался богом-покровителем войны.

И песня Лады никогда / Не приносилася сюда!.. — Лада (ладо) — припев зимних, весенних и летних, а также свадебных песен славян («Ай дид, ой ладо», «ой ди ди ладу» и т. п.). В >XVIII—XIX вв. некоторые фольклористы — М. Д. Чулков (1744—1792), А. Н. Афанасьев (1826—1871) и др. — считали, что Лада — имя славянской богини веселья и всякого благополучия, жертвы которой приносили готовящиеся к вступлению в брак. А. А. Потебня (1835—1896) в работе «Объяснения малорусских и сродных народных песен» (Потебня 1883: 16—38) показал неосновательность такого предположения.

Не презирай сих мест: они / Знакомы были вдохновенью!.. — Ср. заключительную строку в стихотворении А. С. Пушкина «Домовому» (1819): «Они знакомы вдохновенью» (Пушкин 1937—1959: >II1, 93).

И скальдов северных не раз / Здесь раздавался смелый глас... — Скальды — древнескандинавские певцы, слагавшие и собиравшие сказания, стихотворения и песни о героях и их подвигах. Сочетая мотивы архаической северной поэзии с мотивами северной природы, Лермонтов вносил в поэму такие художественные элементы, которые создавали в ней — с некоторым историко-литературным опозданием — «оссиановский» колорит, атмосферу условно-поэтической древности, понимаемой в предромантическом духе.

Стрибог! я вновь к тебе предстал... — Стрибог — бог ветра по представлениям древних славян (упоминается в «Слове о полку Игореве» и в «Повести временных лет»). Обращение к Стрибогу Лермонтов ввел во II отрывок, вероятно, под влиянием летописи, где рассказывается о том, как Олег, приплыв к столице Византии, «поставил суда свои на колеса и силою одного ветра, на распущенных парусах, сухим путем шел со флотом к Константинополю» (см.: Карамзин 1816: I, 132).

Владетель русского народа, / Варяг, боец... — Варяги — древнерусское и византийское название скандинавов. Здесь так назван Олег, родственник варяга Рюрика, якобы положившего начало Русскому государству (согласно так называемой «норманской» теории, имевшей распространение в XIX в.).

Поля и веси покорил... — Веси — деревни, села (старинное название).

Пред ним дрожали печенеги... — Печенеги — тюркоязычный народ, кочевавший в VIII—IX вв. между низовьями Волги и Яиком (ныне река Урал).

Казары дружества искали... — Казары (правильно: хазары) — племена и народности, в основном тюркские, некогда жившие в низовьях Волги и на Дону. Олег подчинил себе некоторые племена, ранее платившие дань хазарам.

Лит.: Дудышкин 1859: № 7, 34; Владимиров 1892: 5—6; Штокмар 1941: 274; Федоров 1967: 60—61; Водовозов 1966: 8—11; Шагалов 1970: 137—139; Пейсахович 1972: 81; Прийма 1980: 202—204; ЛЭ 1981: 353; Глухов 2001: 95—96.


Комментарий: М.Ю. Лермонтов. Олег // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4 томах: Т. 2. Поэмы 1828–1841. 2-е, электронное издание, испр. и доп. ИРЛИ (Пушкинский дом); РВБ, 2023.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.