192. Разговор

— «Ты куда это сына ведешь?»
— «Да хочу, сват, пристроить в ученье.
Был мальчишка мой прежде хорош,
А теперь с ним, поверишь, мученье,
Всё бы только ему баловать.
Хоть в селе есть учитель-то, к счастью».
— «Знать, к тому его хочешь отдать,
Что морочит здесь лекарской частью?
Не подумавши делаешь, сват,
Ты об нем расспросил бы вначале.
И отдашь, да воротишь назад,
Его все хорошо разузнали.
Мой Гришутка, сынок, у него
Год три месяца ровно учился —
И не знает сейчас ничего,
И не то чтобы очень ленился.
Этот фельдшер — дурной человек.

340

И откуда он к нам появился?
Нынче сына я крепко посек,
Ну да кой-чего я и добился.
Он мне всё дочиста рассказал:
Сын мой только всё время проказил,
Для учителя рожь воровал
Да в карман мой за деньгами лазил.
Вот чему он мальчишку учил,
Он всё наше село обесславил.
Кто не нес ему денег — тех бил,
На колена на целый день ставил.
Если школу построят у нас,
Будет можно и сына пристроить.
Деньги собраны, только тот час,
Знать, далек — и не думали строить!»
— «Ну, спасибо, родимый, тебе,
Лучше брошу я эти затеи, —
Неугодно, должно быть, судьбе,
Чтобы сын мой попал в грамотеи.
Может, люди и дело твердят,
Что не в пользу нам эти науки,
Только жалко, любезный мой сват,
Если будут безграмотны внуки!»

<1872>


И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.—Л.: Советский писатель, 1966. (Библиотека поэта; Большая серия; Второе издание).
© Электронная публикация — РВБ, 2022. Версия 1.0 от 7 марта 2022 г.