Из записных книжек (С. 607). Впервые — Мосты. 1965. № 11; 1966. № 12. Печатается по этой публикации.
Впервые в России — Лепта. 1994. № 20 / Публ. Вл. Цыбина (первая часть, опубликованная в: Мосты. 1965. № 11); полностью — Дружба народов. 1995. № 10 / Публ. Ст. Никоненко.
С. 609. ...вы не претендуете на глубокое знание оккультных наук? — В круг «оккультных наук», пытающихся постичь таинственные, сверхъестественные силы и явления, недоступные научному познанию, входит и хиромантия — предсказание судьбы по линиям ладони.
С. 613. ...Марат, Дантон, борьба против Робеспьера, восстание сорок восьмого года... какая могла быть связь между участью того же Робеспьера, тысяча семьсот восемьдесят девятым годом... — Перечислены деятели Великой французской революции Жан Поль Марат (1743–1793), Жорж Жак Дантон (1759–1794), казненный термидорианцами Максимилиан Робеспьер (1758–1794) и даты важнейших революционных событий: 1789 — год начала Великой французской революции, 1848 — год начала французской буржуазно-демократической революции, в результате которой во Франции была установлена буржуазная республика, просуществовавшая до 1852 г.
С. 614. ...Спаситель в своем Божественном совершенстве и в своей непогрешимости не погнушался понять душу грешницы и души
разбойников, распятых рядом с Ним. — Имеются в виду эпизоды из Евангелия. Когда к Иисусу привели «женщину, взятую в прелюбодеянии», и требовали побить ее камнями, Он «сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7); после того как никто не решился этого сделать и Иисус и женщина остались одни, «Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин, 8,11). На слова одного из распятых рядом разбойников «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое», Иисус ответил: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23,42–43).
С. 619. ...бесконечные Златовратские, Решетниковы, Успенские, множество авторов с двойными фамилиями — Шеллер-Михайлов, Гарин-Михайловский, Мамин-Сибиряк, Гусев-Оренбургский, Салтыков-Щедрин... словом, последние десятилетия Российской империи. — Газданов опять иронизирует по поводу русской литературы демократического направления XIX столетия (большинство названных здесь писателей — из разночинцев).
Николай Николаевич Златовратский (1845–1911) — прозаик, публицист, мемуарист. Поэтизировал общинную жизнь, «мир», крестьянской душу. Критика не раз указывала ему на искусственность приподнято-возвышенного стиля речи его «общинных мужичков», упрекала писателя в «идолопоклонстве перед народом», хотя порой он критически изображал пореформенную деревню.
Федор Михайлович Решетников (1841–1871) — писатель-демократ, одним из первых показал в своих произведениях процесс зарождения в России рабочего класса. Самая известная его повесть «Подлиповцы» (1864).
Глеб Иванович Успенский (1843–1902) — писатель-народник, автор очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866), «Разорение» (1869), «Власть земли» (1883) и др..
Шеллер-Михайлов, Мамин-Сибиряк, Гусев-Оренбургский — см. коммент. к рассказу «Воспоминание», Т. 2, с. 721–722.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (наст. фам. Михайловский; 1852–1906) — автор тетралогии «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1907).
С. 626. ...возникновение полиандрии в Тибете... — Полиандрия — многомужество: женщина имеет несколько мужей, обычно братьев.
...утверждал, что лучшим историком был Фукидид... — «История» Фукидида (ок. 460–400 до н.э.) — о событиях Пелопоннесской войны — считается вершиной античной историософии.
С. 629. — «Эврика» Архимеда. — По преданию, восклицание древнегреческого ученого и изобретателя Архимеда (287–212 до н.э.) при открытии им основного закона гидростатики.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА И ЭССЕИСТИКА