[an error occurred while processing this directive]

С. 22. ...В. В. Торский, заведующий сахарским питомником ручных рабочих обезьян... — Русский эмигрант В. В. Торский, торговый служащий в Алжире, поклонник творчества Ремизова, находился в постоянной переписке с писателем, сообщая сведения о своей жизни и присылая на отзыв свои произведения (см.: письма В. В. Торского Ремизову в ЦРК АК). Указанные сведения о профессиональном занятии Торского — мистификация Ремизова.

Елка у нас не до Богоявления ~ до Прощеного дня: жалко разбирать — Ср. в МД: «Елка у нас не до Богоявления, как обычно бывает, а стоит во всем своем серебре до Прощеного дня. С<ерафиме> П<авловн>е всегда жалко ее разбирать...» (Собр. Резниковых).

С. 23. ...гнезд пять — Т. М. Лурье... — Тамара Михайловна (Thylette), жена А. С. Лурье, много помогала Ремизову в последние годы его жизни. См. воспоминания Резниковой: «К десяти часам приходила молодая француженка Тилетт, жена Александра Семеновича Лурье — сына старинного друга Ремизовых по Петербургу — хранившего верность семейной дружбе. Тилетт Лурье ежедневно приносила А. М. завтрак: порцию мяса с овощами. По воскресеньям бывала курица. <...> Заботливо — “Тилетт привыкла обращаться с детьми”, — говорил А. М., — впускала капли в нос или в глаза. И брала список нужных покупок на завтра» (Резникова. С. 108).

С. 24. Сантэ — парижская тюрьма.

Мюзэ де л’Омм (фр.: Musée de l’Homme) — Музей Человека.

...архаическое обезьянье начертание... — Далее следует текст предписания, стилизованного под документы придуманной писателем Обезьяньей Великой и Вольной Палаты (см. подробнее: Обатнина Е. Царь Асыка и его подданные. Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб., 2001. С. 383).

С. 26. Иван Павлыч, сосед... — Имеется в виду И. П. Кобеко.

...знаменитое письмо Погодина с обращением к Николаю I: «Восстань, Русский царь! Верный народ Тебя призывает! Терпение его истощается» — Неточная цитата из кн.: Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина. В 22 кн. Кн. 13. СПб., 1889. С. 193.

С. 27. Евреинов сидел по ночам, пишет Записки — «Из петербургских встреч»... — Ср. в МД: «Евреинов сидел по ночам, писал мемуары из петербургских встреч...» (Собр. Резниковых). О взаимоотношениях Ремизова и Евреинова 1940-х гг. см. в письме Ремизова А. Ф. Рязановской от 15 июля 1949 г. «О Евреинове я писал в Новоселье, где напечатаны три главы из Очарования, а четвертая не напечатана, лежит у С. Ю. [Прегель — Л. Г.]. Он живет в нашем доме внизу. Когда я еще не был калекой неперехожей я с ним встречался всякий день на улице. Теперь, когда тепло, я выхожу и иду по стенке. А если встречаемся, на мое “здравствуйте” он не отвечает у меня ведь “паспорт русского народа”» (Ремизов А. М. Письма А. Ф. Рязановской. Вступ. заметка, публикация и коммент. Соны Аронян / Remizov-II // Russian Literature Triquaterly. № 19. Heatherway Ann Arbor, 1986. С. 291).

Имена ~ ни одного альманаха без этих имен... — См. указ. имен к наст. тому.

С. 27—28. Евреинову было что рассказать ~ Его последнее слово ~ «ничего»... — Ср. в МД: «Евреинову было что рассказать, работа кипела,

438

и только крысы, встреваясь докучали ему / Где ты теперь? С несчатой <так1А. Г.> горемычной / Злая ль тебя сокрушила борьба? / Или пошла ты дорогой обычной / И роковая свершится судьба? / Так некрасовским горьким ритмом прозвучал приговор судьбе писателей, блиставших когда-то в альманахах — и даже несмотря на тысячи автографов разнесенных по Петербургу — “заветная память о бале в Купеческом клубе” или в “Собрании инженеров”1. Неужто так-таки ничего и не осталось? Ни стиха, ни лирической завитушки в прозе? / Ничего» (Собр. Резниковых).

С. 28. ...не спуская глаз василиска, опаловых... — Василиск — мифическое зооморфное существо (змей-петух), убивающий взглядом. С эпохи Возрождения в Европе опалу придавалось символическое значение источника зла и несчастий, камня, связанного с черной магией (см.: Мистические свойства камней. СПб., 1995. С. 380).

Костяная нога — прозвище консьержки. См. также с. 7—8 наст. изд.

С. 29. ...на той же высоте, как Святое Сердце... — Имеется в виду собор Сакре-Кёр (фр.: Basilique du Sacré-Coeur), построен в 1876—1914, освящен в 1919-м. Расположен на вершине холма, на Монмартре. Высота 80 метров. Собор — одна из высотных доминант Парижа.

И покатился колокол беспредельного звука ~ И все — знакомые и неизвестные, странные, древние — замерли в очаровании — Проекция ремизовского сюжета на сюжет немецкой легенды о гамельнском крысолове, зачаровывавшем игрой на волшебной дудочке.

Успенье — Успение Божией Матери, двунадесятый Богородичный праздник, 15 августа (здесь и далее даты церковных праздников даны по старому стилю).

Большой кремлевский колокол — Имеется в виду «Реут-колокол» — один из самых больших и красивых сохранившихся колоколов Успенской звонницы Московского Кремля. Отлит мастером Андреем Чоховым в 1622 г. Вес 2 тысячи пудов (около 32 тонн). Неоднократно упоминается в произведениях Ремизова («Взвихренная Русь», «Подстриженными глазами» и др.).

...свет в глазах переменился ~ невечерняя голубь — Мотив мистериального преображения действительности. Голубой — это Богородичный цвет (в дни праздников Богородицы облачения в храме и у священника — голубого цвета, в тексте Ремизова упомянуто Успение). «Невечерняя голубь» — ср. слова молитвы священника на Литургии после Причастия: «...подавай нам истес Тебе причащатися в невечернем дне Царствия Твоего».

Росстани — «распутье, раздорожица, перекресток, до которого обычно провожают отпускаемых в путь, где разлучаются, расстаются» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV М., 1882. С. 49).


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 438—439.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)