[an error occurred while processing this directive]

С. 32. ...фессалийская шляпа Исмены! Исмена — в древнегреческом мифе сестра Антигоны, не имевшая духовных сил разделить ее решимость похоронить брата Полиника вопреки запрету царя Креонта. Героиня трагедии Софокла «Антигона».

«Освобожденный Иерусалим» (1580) — поэма итальянского поэта Торквато Тассо (Tasso, 1544—1595). Ее сюжет основан на истории осады и взятия Иерусалима войсками Годфрида (Гоффедо) Бульонского в 1099 г.

этот дом ~ памятен до смерти — В квартире на улице Буало протекала последняя смертельная болезнь С. П. Ремизовой-Довгелло, которая скончалась 13 мая 1943 г.

439

С. 33. ...«прямые» сделались «кривыми» ~ как на Руси ~ в смуту в XVII-м веке — Ремизов проводит историческую параллель между историческими явлениями, характерными для Франции периода немецкой оккупации и периода русской истории 1584—1613 гг., названного эпохой Смуты. В то время некоторые русские бояре превратились в политических оборотней, «перелетая», по определению публицистов XVII в., между Москвой, где правил царь Василий Шуйский, и с Тушино — ставкой самозванца Лжедмитрия II. См. в исследовании С. Ф. Платонова — постоянном тексте-источнике Ремизова «Давно втянутый в смуты и интриги, высший слой московского населения <...> легко изменял царю Василию и отъезжал в воровские таборы, но также легко оттуда и возвращался и вновь начинал служить в Москве» (Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты. СПб., 1899. С. 430).

под сюпервизией... — под руководством (букв. под контролем), от фр. «supervision» — контроль, проверка.

С. 34. «Ванька Ключник и паж Жеан» (1908) — пьеса Федора Сологуба. Поставлена Н. Н. Евреиновым в 1908 г. в Театре на Офицерской.

...залюбовался на тогдашнюю карточку Евреинова — Ср. воспоминания С. К. Маковского: «В молодости он был очень красив. И знал это. Но фатом не был ничуть. И никаким донжуаном. Его честолюбие было другого порядка. Не оттого ли так любил он позировать художникам? Кто только не писал его портрета». (Маковский С. К. На Парнасе «Серебряного века» // Маковский С. К. Портреты современников. Сост., подгот. текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко. М., 2000. С. 554).

Антиной — идеально красивый юноша, любимец императора Адриана, утонул в 130 г. н. э. в Ниле, после смерти в его честь воздвигались храмы, были изваяны статуи и отчеканены монеты.

«Кикимора» — сказка из книги Ремизова «Посолонь» (Париж, 1930).

...из Белой вежи ведет Евреинов свое родословие ~ от черного хазарского кагана — царя Иосифа — Хазары — кочевой тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после нашествия гуннов в IV в. С середины VII в. создали государственное образование — Хазарский каганат на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа Белая Вежа — древнерусское название хазарского города Сарксла, который в 965 г. был взят русским князем Святославом. Иосиф (сер. X в.) — хазарский царь (каган). Известно письмо, написанное по его поручению между 954 и 961 гг. См.: Коковцов П. К. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро-русско-византийских отношениях в X в // Журн. Министерства народного просвещения, 1913, нояб., вып. 48. С. 150—172.

С. 35. Это было на одном юбилейном собрании ~ устраивал ~ собрания ~ Щеголев в воспоминание о нашем скромном вологодском “клубе свободных алкоголиков”... — Речь идет об имевшем ироническое название дружеском кружке ссыльных, существовавшем в период пребывания Ремизова в Вологде в 1901—1903 гг. Подробнее см.: Обатнина Е. Царь Асыка и

440

его подданные. С. 16—19. Ср. в МД: «Так определил П. Е. Щеголев на одном из своих винных собраний в Петербурге, устраиваемых в воспоминание о скромном вологодском “союзе свободных алкоголиков” — память нашей молодости» (Собр. Резниковых).

С. 35. ...«вопрошал», подобно Кирику... — Имеется в виду «Вопрошания Кирика, иже вопроси епископа Нифонта и инех» — древнерусское сочинение, посвященное вопросам догматически-канонического характера, которые обсуждались в среде священнослужителей и прихожан Древнего Новгорода. Приписывается диакону и доместику Антониева монастыря в Новгороде Кирику (XII в.).

Щеголев переходил на персидский... — Аллюзия на название книги Щеголева «Очерки отреченной литературы. Сказание Афродитиана» (СПб., 1900), основу которого составлял текст апокрифа «Сказание Афродитиана о чуде в Персиде».

И в “Бродячей собаке” среди паскудства рож и рыл и всякого прожига выступал «благородным отцом» — «Бродячая собака» — петербургское литературно-артистическое кабаре (1911—1915), находилось в подвале второго двора дома Жако (Михайловская пл., 5). Открылось 31 декабря 1911 г. (13 января 1912 г. — по новому стилю). Ср. в МД: «...и в “Бродячей собаке” среди безобразия и паскудства рож и рыл (неспроста Блок поверил в 12-ть, от безнадежного бледного прожигания потянет и в кипящий ад!) выступал он “благородным отцом”, благообразный, трезвенник, чуть не аскет» (Собр. Резниковых).

“Благородный отец” — наименование театрального амплуа.

«Жупел» (СПб., 1906) — юмористический журнал. Ред.-изд. — Аркадий Счастливцев [С. Новиков].

«Понедельник» (СПб., 1906) — политическая, общественная и литературная газета. Еженедельник. Ред.-изд. — В. В. Рапгоф.

в чинном европейском “Аполлоне”, куда с вихрами не пускали (печальная участь моего «Неуемного бубна»)... — «Аполлон» (СПб., 1909—1917) — литературно-художественный журнал. Ред. С. К. Маковский, в 1911—1912 гг. — совместно с Н. Н. Врангелем «Неуемный бубен» (1910) — повесть Ремизова. Об истории отказа опубликовать ее в «Аполлоне» см. коммент. к кн. «Петербургский буерак». С. 471 наст. тома.

С. 36. «Журнал для всех» (СПб., 1901—1906) — ежемесячный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал. С 1906 г. ред. В. С. Миролюбов. С № 5 — ред. М. А. Энгельгардт. Издатель — Миролюбов.

...поправил Аристотеля на Сенеку... — Учителем Александра Македонского был греческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель Стагирит (384—322 до н. э.), в не римский философ, писатель и государственный деятель Луций Анней Сенека (4 до н. э. — 65 н. э.). Ошибка Миролюбова была анекдотической, поскольку демонстрировала незнание античной культуры на уровне школьной программы.

«Кипарисовый ларец» (1910) — сборник стихов И. Ф. Анненского.

«Весы» (М., 1904—1909) — литературно-критический ежемесячный журнал. Ред.-изд. — С. А. Поляков, ред. — В. Я. Брюсов.

...в романе А. П. Осипова... — ошибка Ремизова. Правильно в романе А. П. Степанова.

«Вена» (1875 <?> — 1917) — петербургский ресторан (Малая Морская ул., 13/8), популярный в кругу столичной богемы.

441

С. 36. ...«искусственный (изысканный) бродит журавль (жерав)»... — пародийное травестирование строки из стих. Н. С. Гумилева «Жираф» (1908).

...напечатает Евреинов «Реализм монодрамы», а ему в ответ Мейерхольд — поднимай выше «Театр — здание» — Имеются в виду споры о природе театра 1910- х гг. Взгляды Евреинова изложены в кн. «Театр для себя» (СПб., 1915—1917. Ч. 1—3) и в кн. «Театр как таковой (Обоснование начала сценического искусства в жизни)» (СПб., 1912). Концепция Мейерхольда изложена в кн. «О театре» (СПб., 1912).

С. 37. ...«Копытчик» ~ как заклятый ведьмой месяц... — Ремизовское прозвище С. К. Маковского восходит к народному иносказательному обозначению беса. Для расшифровки семантики прозвища Ремизов использует скрытую отсылку к сюжету кражи месяца чертом в повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

...кончил Правоведение — Имеется в виду петербургское привилегированное высшее юридическое закрытое учебное заведение для дворянских детей — Училище Правоведения (наб. р. Фонтанки, 6). Евреинов окончил его в 1901 г.

...после моих пензенских трагических выступлений на настоящем театре... — Речь идет об участии Ремизова в работе пензенского «Народного театра» в летний сезон 1897 г. См. об этом в кн. «Иверень». «Летом открылся “Народный театр”. Театр — это мое. Я познакомился с актерами, больше было таких, как я, любители. Пыл горячей, чем у профессионалов. И однажды я выступил в роли, не помню какой — скандал вышиб всю память. Очки пришлось снять и, сослепу я полез в нарисованный на декорации буфет и опрокинул кулису. Зрители были очень довольны и потом меня вызывали, а режиссер, саратовский трагик Сергей Семеныч Расадов шутить не любит. <...> С тех пор за кулнсы я ни ногой» (Т. 8 наст. изд. С. 373).

...Розанов ~ копил «короб»... — Отсылка к заглавию частей книги Розанова «Опавшие листья» (СПб., 1913, 1915).

...когда о «кошкодавах» — громкая история из хроники литературных происшествий — забыли... — Ср. в МД: «...когда о “кошкодавах” забыли (громкая история из хроники и происшествий, куда попал и П. П. Потемкин и мой кум А. И. Котылев и его приятель Маныч, [отчаянная голова] мрачный человек)» (Собр. Резниковых). См. также коммент. к «Петербургскому буераку» С. 479.

...у всех был в памяти «оборванный обезьяний хвост»... — Речь идет о происшествии с обезьяньим хвостом, отрезанным А. Н. Толстым от выделанной шкуры, которая принадлежала жене Федора Сологуба А. Н. Чеботаревской, и надетым Ремизовым на маскарад 1911 г. Итогом был скандал, имевший широкий резонанс в петербургских литературных кругах и оставшийся в сознании писателя болезненным жизненным воспоминанием (подробнее см.: Обатнина Е. Р. От маскарада к третейскому суду. («Судное дело об обезьяньем хвосте» в жизни и творчестве А. Ремизова // Лица. Биографический альманах. Вып. 3. М.; СПб., 1993. С. 448—465).

С. 38. ...и Коллонтай. Весь чистый сбор — на партию большевиков — Ср. в МД: «...и Коллонтай, тогда еще не полпред, а только высиживавшая себе тепленькое местечко на все суровые годы революции и под старость лет. Весь чистый сбор предназначался на партия <так! — А. Г.> большевиков» (Собр. Резниковых).

442

С. 38. А помогала ~ Нащекина... — В МД: «А помогала Коллонтай ее приятельница Шадурская...» (Собр. Резниковых).

«Русь» (СПб., 1903—1908) — ежедневная газета. Ред.-изд. — А. А. Суворин.

«Ночные пляски» — драматическая сказка Ф. Сологуба. Была представлена 6 марта 1909 г. в Литейном театре. Режиссер — Н. Н. Евреинов, декорации — Н. К. Калмаков, музыка — В. А. Сенилов. В спектакле играли художники Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев, писатели А. Ремизов, О. Дымов, С. Городецкий и др., а также жены писателей и актрисы Драматического и Малого театров.

«Чудо о Теофиле» (Le miracle de Théophile) — миракль французского поэта и драматурга XIII в. Рутбёфа. Поставлен в «Старинном Театре» в сезон 1907/08 г., посвященный средневековой французской драме. Постановка Н. В. Дризена и А. А. Санина.

...у Знамения на Микель-Анж... — Имеется в виду православная церковь Знамения Пресвятой Богородицы (Marie Réparatrice) на rue Michel Ange, находившаяся недалеко от дома, где жили Ремизов и Евреинов.

С. 39. ...«portraitiste hors concours» (фр.) — несравненный мастер.

«Самое главное» (1921) — пьеса Евреинова. О ее популярности и значении в творчестве Евреинова см. оценку С. К. Маковского: «...в конце концов лишь одна из пьес, <...> произвела большое впечатление за границей — “Самое главное”. <...> Пьеса эта, переведенная на 18 языков, сыграна в 22 государствах <...> в этой пьесе à thèse Евреинов высказал то, что всю жизнь вдохновляло его и превратилось с годами в разработанное до тонкости мировоззрение» (Маковский С. К. На Парнасе «Серебряного века». С. 557).

С. 41. ...стоит, замерев Барклаем ~ из Барклая превратившийся в Кутузова... — Имеются в виду два памятника (1837, модель фигур — скульп. Б. И. Орловский, проект постамента — арх. В. П. Стасов) героям Отечественной войны 1812 г., полководцам М. Б. Барклаю-де-Толли и М. И. Кутузову, установленные в Санкт-Петербурге на Невском проспекте перед Казанским собором. Полководцы изображены в следующих позах: Барклай-де-Толли стоит, выдвинув вперед правую, чуть согнутую ногу и придерживая рукой на колене полу шинели, левая нога отставлена назад, в левой руке — полуопущенный маршальский жезл; Кутузов стоит, отставив назад правую ногу и держа в правой руке опущенную вниз саблю, левая нога выдвинута вперед, в левой вытянутой руке — поднятый указующим жестом маршальский жезл.

Care de l’Est (фр.) — железнодорожный вокзал в Париже (букв. Восточный вокзал).

Пардус — восходящее к греческому языку древнерусское название барса, леопарда, рыси.

С. 42. «Липтон» — название марки чая.

С. 43. «Чуевские» пирожки — изделия популярной на всю Москву булочной И. Чуева на Тверской ул.

С. 44. Лиже ~ Я снимался у него. — В Музее Пушкинского Дома имеется фотография Ремизова работы П. Лиже 1952 г. (Музей ИРЛИ. № И 77213).

С. 45. Евреинов ~ неудержимая речь ~ Тема — воспоминания о встречах с театральными знаменитостями и про Америку — Возможно, Ремизов имеет в виду подготовку Евреиновым в 1945 г. серии радиопередач о деятелях

443

русской культуры, и, в частности, театра (см.: Купцова О. Н. Н. Евреинов // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918—1940. Писатели Русского Зарубежья. М., 1997. С. 163).


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 439—444.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)