[an error occurred while processing this directive]

...переведены на немецкий, французский, итальянский и японский... — См. Sinany. P. 87—95.

...в «Сатирикон» Аверченко встретил приветливо. «Берестяной клуб» отдан в набор — Неточность Ремизова. В журнале «Сатирикон» помещена сказка Ремизова «Разбойники» (Сатирикон. 1909. № 35).

С. 198 Африканские доктор — Имеется в виду В. Н. Унковский, который познакомился с Ремизовым в 1911 г.

474

С. 198. ...Голубкина представила меня деревянным лесовиком ~ в Третьяковской галерее пугаю... — Имеется в виду А. М. Ремизов. Бюст работы А. С. Голубкиной. 1911. Дерево. Находится в Третьяковской галерее.

Мы покинули Бурков дом... — Ремизовы проживали по адресу: Малый Казачий пер., д. 9, кв. 34 («Бурков дом») с сентября 1907 по сентябрь 1910 г.

...новая квартира на Таврической в новом доме архитектора Хренова, восьмой этаж, памятный Степуну... — Имеется в виду Таврическая ул., д. 3-в, кв. 29 («Дом Хренова») — адрес, по которому Ремизовы жили с сентября 1910 по июнь 1915 г. Ремизов также отсылает читателя к тексту воспоминаний о себе Ф. Степуна. Ср.: «Познакомился я и с Алексеем Михайловичем Ремизовым и свое первое посещение его помню во всех подробностях. Случилось так, что, подымаясь к нему на лифте, я застрял между этажами и, не зная, что делать, начал громко кричать: “Застрял, Алексей Михайлович, спасите”. Тому, кто никогда не видел Ремизова, описать его внешность, да еще в момент его перепуганного появления у коварного лифта, почти невозможно» (Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Т. 1. М.; СПб., 1995. С. 231. Первая полная публ.: Т. 1—2/ Нью-Йорк, 1956).

И. А. Клюев с показным крестом на груди... — Негативное отношение Ремизова к Клюеву выражено в его рисунке-портрете поэта в образе букашки (см.: ЛН. Т. 98. Кн. 2. Валерий Брюсов и его корреспонденты. М., 1994. С. 160). Ср. также его изображение в «Мышкнной дудочке» (наст. т. С. 35).

...сразу понял и оценил его ~ игру в небесные пути — В игровой форме использовано название романа И. Шмелева «Пути небесные» (кн. 1—1936, кн. 2—1946).

С. 199. ...Измайлов, его голос вытрескивал семинарской ладью... ~ и во мне говорилось «со Смоленского кладбища» — Измайлов был сыном дьякона церкви при петербургском Смоленском кладбище и окончил курс Петербургской Духовной академии.

...по Распутинской дороге ~ пробраться во дворец к царю... — В поисках средств для излечения наследника, страдавшего гемофилией, царская семья обращалась к помощи разного рода целителей, знахарей и шарлатанов, а также «вещих людей» из народа, имеющих «чистую веру». В 1906 г. Г. Распутин был представлен царствующей чете как человек такого рода.

С. 199—200. Он принес мне ~ три сборника своих рассказов ~ «Черный ворон», а в этой «осени поздней цветы запоздалые» ~ я вдруг увидел на Смоленской кладбище могилу — Ко времени, указанном в повествовании, А. Измайлов был автором прозаических сборников «Черный ворон» (СПб., 1901), «Осени мертвой цветы запоздалые» (СПб., 1906), «Рассказы» (СПб., 1912). В 1921 г. он был похоронен на Смоленском кладбище.

С. 200. ...собирает матерьялы для биографии — В личном архиве Измайлова сохранилась незавершенная рукопись книги о Лескове. См.: Тяпков С. Н. А. А. Измайлов // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Т. 2. М., 1992. С. 405.

«Пятая язва» — первая публ. Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». Кн. 18. СПб., 1912. С. 109—201. О творческой истории произведения см. Т. 4 наст. изд. С. 511—514.

475

С. 200. «Земщина» (СПб., 1909—1916) — политическая, общественная и литературная газета, выражавшая позицию правой фракции Государственной Думы. С № 1965 ред. — Н. Е. Марков, член Главного совета «Союза русского народа» (1905—1917) — правой политической партии, объединившей членов различных черносотенных организаций и часть монархистов.

...повесть «Плачужная канава» лесковская тема «Обойденные»... — Работа над романом (первоначально повестью) «Плачужная канава» была начата в 1914 г. «Обойденные» (1865) — роман И. С. Лескова. О творческой истории романа Ремизова см. Т. 4 наст. изд. С. 526—529.

«Человек человеку ~ Дух Утешитель». — Цитата из «Пдачужной канавы» (см.: Т. 4 наст. изд. С. 447).

...одну из редакций ~ купил у меня ~ библиофил А. Е. Бурцев — В фонде А. Е. Бурцева, хранящемся в РО ИРЛИ, рукопись «Плачужной канавы» отсутствует.

С. 201. «Бесовское действо над некиим мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сие есть прение Живота со Смертью. Представление для публики с прологом и эпилогом» — пьеса Ремизова. Впервые опубл.: Сб. «Факелы». Кн. 2. СПб., 1907. Была поставлена в театре В. Ф. Комиссаржевской. Реж. — Ф. Ф. Коммиссаржевский, декорации — худож. М. В. Добужинский, музыка — М. А. Кузмин. Ремизов вспоминал: «Бесовское действо ставилось пять раз — 4, 5, 7, 8, 16 и 30 XII <1907 — А. Г.>. Первое представление прошло под неистовый свист зрителей» (Ремизов А. Бесовское действо. Пг., 1919. С. 42).

«Дело Бейлиса» (слушалось в сент.-окт. 1913 г.) — Дело по обвинению приказчика, еврея по национальности Менделя Бейлиса в совершенном в «ритуальных целях» убийстве христианского мальчика Андрея Ющинского. В действительности жертва была убита шайкой воров. Процесс получил широкую огласку в русском обществе. Его слушание откладывалось до Февральской революции 1917 г., после чего дело было прекращено.

Семен Афанасьевич — имеется в виду С. А. Венгеров.

...дело Гумилева и Голлербаха — Речь идет о рецензии Э. Ф. Голлербаха на сборник «Дракон» (Пг., 1921), где тот резко отозвался о стихах его участников, в частности Н. С. Гумилева и Ирины Одоевцевой. По воспоминаниям Голлербаха «Иронический тон рецензии подействовал на Н. С. как личное оскорбление. Он высказал мне свое неудовольствие в довольно резких выражениях. Так как разговор наш произошел при свидетелях <...>, и вскоре по Петербургу начали циркулировать “свободные композиции” на Тему этого разговора, то я, по совету некоторых литературных друзей, обратился к суду чести при Петербургском отделении Всеросс<ийского> союза писателей с просьбой рассмотреть происшедшее столкновение. <...> Н. С. сначала отказался явиться на суд чести, но потом его уговорили А. Л. Волынский и др. Этот суд чести, состоявший из А. Ф. Кони (председ<атель>), В. П. Миролюбова, А. М. Ремизова и В. Каренина (Комаровой), вынес резолюцию, как и полагается суду чести, двойственную и потому безобидную» (Голлербах Э. Ф. Н. С. Гумилев. Подгот. текста Е. А. Голлербаха. Предисл. и коммент. Ю. В. Зобнина // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 588—589). Суд чести состоялся 22 мая 1921 г. См. также: Зобнин Ю. В., Петрановский В. П.

476

К воспоминаниям Э. Ф. Голлербаха о Н. С. Гумилеве (Суд чести) // Там же. С. 592—605).

С. 202. ...Тихонов ~ «К нам в редакцию присылалось немало таких рукописей, я как увижу “Ремизов” — не читая в корзину»... — Речь идет о неудачных попытках Ремизова опубликовать свои произведения в журн. «Летопись», издателем которого был А. Н. Тихонов.

5-го августа 1921 года — день отъезда Ремизова из Петрограда.


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 474—477.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)