ДОН АМИНАДО

1888—1957

Аминодав Шполянский, в начале 1900-х годов превративший свое тяжеловесное имя в «испанскую» фамилию Дон Аминадо, впоследствии оказался одним из самых талантливых поэтов русского зарубежья. В России он успел издать только две книги. Первая — «Песни войны» вышла в 1915 г. Игривый псевдоним, уже знакомый читателям «Сатирикона» и «Красного смеха», плохо сочетался с содержанием, и солдат первой мировой А. Шполянский подписался более сдержанно: Аминад. Романтический пафос этих стихов впоследствии иссяк, но военных впечатлений хватило на всю жизнь: поэт возненавидел насилие и жестокость в любых проявлениях. В 1930-е годы равно презрительно высмеивал Сталина и Гитлера, справедливо полагая, что «не так опасно знамя, как его древко».

Вторая книга — наивная политическая комедия «Весна семнадцатого года», она ставилась тогда же в Камерном театре в Москве; (для театра-кабаре «Летучая мышь» Дон Аминадо писал миниатюры). Но уже «весна восемнадцатого» позвала поэта в Киев, где на страницах сатирического журнала «Чёртова перечница» отчаянно и обреченно веселился весь цвет российской юмористики, «битые сливки общества», как назвала их — и себя вместе с ними — Н. Тэффи. Для Шполянского этот город не был чужим: уроженец Херсонской губернии, он получил в Киевском университете диплом юриста и только в 1910 г. перебрался в Москву. В 1919 г. уехал из Киева через Константинополь во Францию. В Париже и Нью-Йорке увидели свет его лучшие книги — «собрания лирических сатир» (по автоопределенню): «Дым без отечества» (1921), «Накинув плащ» (1928), «Нескучный сад» (1935), «В те баснословные года» (1951) и др., а также воспоминания «Поезд на третьем пути». Бунин в 1927 г. назвал Дона Аминадо «одним из самых выдающихся русских юмористов».

ВАРЬЯЦИИ

В кафе играют «Бублички».
Мигают фонари.
Кругом пренеприятное,
Превратное эспри.

Заборы пахнут клейстером,
Афишками горят.
На улицах прохожие
Об скучном говорят.

В глазах не выражение,
А просто пистолет,
Знакомый нам по памяти,
По летописи лет,

Когда мы сами в клейстере
Варились каждый час,
Когда играли «Бублички»,
«Кирпичики» у нас.

675

Приятно вспомнить прошлое,
Пейзажи этих мест,
Заборы, на которые
Лепился манифест,

Знамена, проплывавшие
Над уличной толпой,
И очередь за сахаром,
А также за крупой!..

Приятно этак, гоголем,
Взирая сверху вниз,
Оценивать события
В порядке экспертиз,

И даже, скажем, ящичек
Почтовый завести,
С вопросами-ответами
Для сбившихся с пути.

А также консультации
Бесплатные давать,
Когда на демонстрациях
Ложиться и вставать,

И как зажать улыбочку
На собственных устах,
Когда играют «Бублички»
В общественных местах!

676

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
© Электронная публикация — РВБ, 2017–2024. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.