1. Предположительно датируется 1815 г. Впервые: О. Ч. II. С. 9—10. Стихотворение отразило душевное состояние Батюшкова после религиозного обращения, происшедшего во время паломничества к иконе Тихвинской Божьей матери в марте 1815 г. (ср.: Зорин А. Л. К. Н.Батюшков в 1814—1815 гг. // Изв. 1988. Т. 47, № 4. С. 373—374). По поводу заглавия «Надежда» А. С. Пушкин записал: «Точнее бы Вера» (Пушкин. С. 257).
  2. Реминисценция из стихотворения В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812): А мы?... Доверенность к Творцу! // Что б ни было — Незримый // Ведет нас к лучшему концу // Стезей непостижимой (стихи 593—596); ср. в комментируемом произведении стихи 13—14 [см.: М. Т. I. С. 203—204 (1-й паг.), 403 (2-й паг.); Acad. С. 444].
  3. Ср. в элегии «Выздоровление»: Ты снова жизнь даешь; она твой дар благой (стих 17). Божественная любовь наделяется теми же атрибутами, что идеальная человеческая [ср.: Проскурин О. А. Батюшков и поэтическая школа Жуковского: (Опыт переосмысления проблемы) // Новые безделки: Сборник статей к 60-летию В. Э. Вацуро. М., 1995/1996. С. 103].
  4. ОРНБ: Он нам источник чувств высоких.
  5. Надежда лучшей жизни ‘надежда на лучшую жизнь’. Родительный объекта после существительного наде-жда достаточно употребителен в языке предпушкинской эпохи (вероятно, калька франц. espoir de qqch.); ср.: Ты веселишь себя надеждой наслаждений [В. А. Жуковский, «Человек» (1801), стих 26]; и др.
  6. ОРНБ, О: Когдаж.

И.А. Пильщиков. Комментарии к «Опытам в Стихах и Прозе» К.Н. Батюшкова.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2024. Версия 2.0 от 4 сентября 2017 г.