Н. С. Лесков

На ножах
Роман в шести частях

1870—1871

Оглавление

Часть первая
Боль врача ищет
Глава первая. Отступница 13
Глава вторая. Вся впереди 22
Глава третья. Глава, которую можно поставить в начале 24
Глава четвертая. Без содержания 28
Глава пятая. На все ноги кован 31
Глава шестая. Волк в овечьей коже 39
Глава седьмая. Не поняли, но объясняют 44
Глава восьмая. Из балета «Два вора» 47
Глава девятая. Дока на доку нашел 51
Глава десятая. В органе переменили вал 56
Глава одиннадцатая. Утро, которое хочет быть мудренее вечера 61
Часть вторая
Бездна призывает бездну
Глава первая. Entre chien et loup 81
Глава вторая. Враги г. Горданова 84
Глава третья. Свой своего не узнал 87
Глава четвертая. Бой тарантула с ехидной 92
Глава пятая. Последний из Могикан 97
Глава шестая. Горданов дает шах и мат Иосафу Висленеву Глава седьмая 98
Глава седьмая. Продолжение о том, как Горданов дал шах и мат Иосафу Висленеву 102
Глава восьмая. Финальная ракета 107
Глава девятая. Ночь после бала 114
Глава десятая. Висленевские дроби приводятся к одному знаменателю 117
Глава одиннадцатая. Висленев являет натуру 125
Глава двеннадцатая. Горданов спотыкается на ровном месте 127
Глава тринадцатая. Горданов встает на краю пропасти 135
Глава четрынадцатая. Из прекрасного далека 136
Глава пятнадцатая. Порез до крови 141
Часть третья
Кровь
Глава первая. Кипяток 143
Глава вторая. Женский ум после многих дум 149
Глава третья. Положение дел, объясняющее, почему Подозеров заговорил о близкой смерти 155
Глава четвертая. Сумасшедший Бедуин 166
Глава пятая. Рассказ Водопьянова 171
Глава шестая. Не перед добром 182
Глава седьмая. Краснеют стены 185
Глава восьмая. Не краснеющие 188
Глава девятая. Под крылом у темной ночи 192
Глава десятая. После скобеля топором 195
Глава одиннадцатая. Крест 200
Глава двеннадцатая. Лариса не узнает себя 202
Глава тринадцатая. В ожидании худшего 203
Глава четрынадцатая. В ожидании смерти 205
Глава пятнадцатая. Секрет 207
Глава шестнадцатая. Ходит сон, и дрема говорит 213
Глава семнадцатая. Черный день 215
Глава восемнадцатая. Форов делается Макаром, на которого сыпятся шишки 217
Глава девятнадцатая. Несколько строк для объяснения дела 219
Часть четвертая
Мертвый узел
Глава первая. Тик и так 223
Глава вторая. Где обретается Форов 225
Глава третья. Каково поживают другие 226
Глава четвертая. Кошка и мышка 227
Глава пятая. Nota bene на всякий случай 229
Глава шестая. Итог для новой сметы 230
Глава седьмая. Черная немочь 231
Глава восьмая. Немая исповедь 234
Глава девятая. Без покаяния 235
Глава десятая. С толку сбила 236
Глава одиннадцатая. Бриллиант и янтарь 238
Глава двеннадцатая. Указ об отставке 241
Глава тринадцатая. Собака и ее тень 243
Глава четырнадцатая. Раненого берут в плен 246
Глава пятнадцатая. Роза из сугроба 248
Глава шестнадцатая. На курьерских 251
Глава семнадцатая. Еще шибче 254
Глава восемнадцатая. Майор и Катерина Астафьевна 257
Глава девятнадцатая. О тех же самых 260
Глава двадцатая. Еще о них же 262
Глава двадцать первая. Свадьба Форовых 265
Глава двадцать вторая. Язык сердца 267
Глава двадцать третья. Горшок сталкивается с горшком 269
Часть пятая
Темные силы
Глава первая. Два Вавилона 273
Глава вторая. Нимфа и сатир 276
Глава третья. Собаке снится хлеб, а рыба — рыбаку 279
Глава четвертая. Другой рыбак с иною отвагой 280
Глава пятая. Рыбак рыбака видит 282
Глава шестая. Отбой 284
Глава седьмая. Monsieur Borné 287
Глава восьмая. Парижские беды Monsieur Borné 289
Глава девятая. Он теряет свое имя и получает имя Устина 293
Глава десятая. Устин не помог 295
Глава одиннадцатая. В шутовском колпаке 299
Глава двеннадцатая. В дыму и в искрах 301
Глава тринадцатая. На краю погибели 304
Глава четрынадцатая. В черном цвете 308
Глава пятнадцатая. Удивил! 310
Глава шестнадцатая. Висленев въезжает в Петербург 312
Глава семнадцатая. Потоп 314
Глава восемнадцатая. Проба пера и чернил 317
Глава девятнадцатая. Свой своему поневоле друг 318
Глава двадцатая. Ошибка 321
Глава двадцать первая. Старые приятели 323
Глава двадцать вторая. Объяснение 325
Глава двадцать третья. Висленев вместо хождения по оброку отпускается на волю, без выкупа 327
Глава двадцать четвертая. Зато делается очень худо Бодростину 329
Глава двадцать пятая. Две кометы 331
Глава двадцать шестая. Маланьина свадьба 335
Глава двадцать седьмая. Куда кривая выносит 339
Глава двадцать восьмая. Те же раны 342
Глава двадцать девятая. Неожиданные события 345
Глава тридцатая. Убеждения храброго майора колеблются 349
Глава тридцать первая. Чего достиг Ропшин 352
Глава тридцать вторая. За ширмами 355
Глава тридцать третья. Во всей красоте 361
Глава тридцать четвертая. Начало конца 365
Глава тридцать пятая. Близок уж час торжества 369
Глава тридцать шестая. Где Лара 371
Часть шестая
Через край
Глава первая. Вести о Горданове 373
Глава вторая. Синтянина берет на себя трудную заботу 376
Глава третья. Превыше мира и страстей 377
Глава четвертая. След 380
Глава пятая. Лара отыскана и устроена 381
Глава шестая. Битый небитого везет 383
Глава седьмая. Беседы Сумасшедшего Бедуина 385
Глава восьмая. Светозарово воскресенье 387
Глава девятая. Дело темной ночи 389
Глава десятая. Пред последним ударом 392
Глава одиннадцатая. Вор у вора дубинку украл 394
Глава двеннадцатая. Огненный змей 396
Глава тринадцатая. События ближатся 398
Глава четрынадцатая. Последние вспышка старого огня 400
Глава пятнадцатая. Красное пятно 403
Глава шестнадцатая. Живой огонь 404
Глава семнадцатая. Ларисина тайна 407
Глава восемнадцатая. Соломенный дух 409
Глава девятнадцатая. Коровья смерть 413
Глава двадцатая. Нежить мечется 416
Глава двадцать первая. Ночь после бала 422
Глава двадцать вторая. Бунт 427
Глава двадцать третья. Весть о Ларисе 429
Глава двадцать четвертая. На ворах загораются шапки 431
Глава двадцать пятая. Одинокие книги в разных переплетах 435
Глава двадцать шестая. Сид пережил 439
Часть седьмая
Эпилог
444

Полный текст

О произведении

«На ножах» (1870—1871) — второй антинигилистический роман Лескова (первый, «Некуда», был опубликован в 1864 под псевдонимом М. Стебницкий). «Имеет авантюрно-криминальный сюжет: бывшие революционеры становятся полицейскими агентами и чиновниками, ради денег хитроумно обманывая друг друга; нигилизм трактован как беспринципность, ставшая жизненной философией» (БСЭ).

Критика

Идее революции и радикального переустройства социального строя Лесков противопоставлял идею личного совершенствования, развития культурных навыков в народе, проповедь «малых дел», «нравственного манчестерства». Относясь не без сочувствия к идеям нигилизма, Лесков делит нигилистов на «настоящих», «постепеновцев» и «фразерствующих беспочвенных Рудиных», «пустых ничтожных людишек», исказивших здоровый тип Базарова и «опрофанирующих идеи нигилизма» («Сев. пчела», 1863, № 142, «О Чернышевском и его романе „Что делать?“»). Во время петербургских пожаров в 1862 Лесков выступил в «Северной пчеле» со статьей, муссировавшей слухи о том, что в пожарах виновны студенты, и требовал от полиции или категорического опровержения этих слухов или наказания виновных. Статья вызвала бурю негодования и обвинений Л. в науськивании полиции на студентов. Л. напрасно старался оправдаться и разъяснить истинный смысл статьи; имя Стебницкого (псевдоним Л.) стало бранным словом. Ожесточенный бойкотом либеральной печати, порвав с демократическими увлечениями юности, Л. в течение всех 60-х гг. уже ведет упорную борьбу с «нигилизмом», т. е. с революционной демократией того временя. В 1864 он выступает в «Биб-ке для чтения» с романами «Некуда» и затем «На ножах» [1871], занимающими видное место в ряду реакционных романов 60—70-х годов («Марево» Клюшникова, «Взбаламученное море» Писемского, «Панургово стадо» Вс. Крестовского, «Бесы» Достоевского и др.). «Новых людей» Л. изображает морально несостоятельными и беспочвенными. Памфлетно-карикатурное изображение деятелей 60-х гг. (в образе Белоярцева выведен писатель Слепцов, в маркизе де Лаваль — писательница Евгения Тур) сделало Л. мишенью самых яростных нападок со стороны так наз. разночинской критики. «Найдется ли теперь в России, — спрашивал Писарев в „Прогулке по садам российской словесности“, — кроме „Русского вестника“ хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией».<...>

Начав свою литературную деятельность с общественно-психологического романа («Некуда», «На ножах»), Лесков уже в нем борется с традиционными особенностями дворянского романа той поры: эгоцентризмом его композиции, медленностью его темпов, с элегизмом описаний, — всему этому противопоставляя, с одной стороны, фабульную нагроможденность, сюжетный детектив и, с другой — широчайшую вереницу бытовых жанристских зарисовок. Эти две, казалось бы взаимно исключающие стихии прекрасно уживаются у Л. (например «Соборяне»). Неудача «На ножах» заставляет Лескова отказаться от романа и приводит его к хронике, очерку, публицистической статье, в которых Л. обращается к народному «сказу» («Блоха»), к использованию сюжетов древне русских прологов («Мелочи архиерейской жизни»), к стилизациям под изографическое искусство древности («Запечатленный ангел»), к легендам (о «Совестном Даниле», «Невинный Пруденций») и т.  п.

— П. Калецкий. Лесков // Литературная энциклопедия (1932)

С начала девяностых годов двадцатого века творчество Лескова все более стремительно врывается в разряд классического, и не последнюю роль играет в этом процессе переоценка романа «На ножах». В новейших исследованиях он рассматривается как явление конгениальное «Бесам», или, во всяком случае, стоящее по поэтике рядом с признанным шедевром Достоевского.

— Ю. С. Суходольский. Роман Н. С. Лескова «На ножах» (2004)

Сравнить «Бесы» и «На ножах» – тем более интересно, что писались и печатались они одновременно или почти одновременно. А еще тем более потому, что публиковались в одном и том же журнале, часто – в одних и тех же номерах.

— Ю.Ф. Карякин. Достоевский и Апокалипсис (2009)


[Содержание] // Лесков Н. С. На ножах. Роман в 6 частях. М.: Русская книга, 1994.
© Электронная публикация — РВБ, 2007–2024. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.