2

«КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ», НАПИСАННАЯ ДЛЯ СЕСТЕР
А. и Е. БОЛТИНЫХ

...К вятскому периоду жизни Салтыкова относится <...> составление для сестер Е. А. и А. А. Болтиных, из которых одной суждено было сделаться его женою 1, «Краткой истории

317

России». Написанная, как сказано в заглавии, по разным источникам и доведенная до Петра Великого, она заключает в себе сорок довольно мелко исписанных листов, и стоила Салтыкову, очевидно, не малого труда. Характеристичного в ней немного, сходного с будущей «Историей одного города» — ровно ничего. Это объясняется, конечно, самым назначением рукописи — служить как бы учебником для молодых девушек, почти девочек. В самом способе изложения ничто не напоминает позднейшую манеру автора. Приведем несколько выписок только для того, чтобы показать, как мало Салтыковского в этом юношеском произведении Салтыкова. «Личность сына Василия Темного одна из самых замечательных в русской истории. Иоанн Третий является довершителем намерений и политики своих предков, и довершителем не только счастливым, но в высшей степени благоразумным»... «До Федора Иоанновича крестьяне обыкновенно переходили от одного помещика к другому. Обыкновением этим более всего пользовались богатые помещики, имевшие обширные земли. Они имели все средства принимать крестьян на более выгодных условиях, нежели помещики бедные, и потому земли последних почти всегда оставались необработанными. Для пресечения этого зла постановлено было, чтобы крестьяне отныне навсегда оставались на тех землях, на которых застало их царское повеление» (больше о закрепощении крестьян не сказано ни слова)... «Уложение царя Алексея Михайловича свод законоположений по различным частям государственного управления, рассмотренный и одобренный выборными чинами из всех сословий. Главнейшею мыслью его было равенство суда для всех лиц и званий; смягчены были также многие наказания» (этим исчерпывается оценка Уложения)... «Язвою русского государства были староверы. Секта эта возникла по случаю исправления церковных книг. Некоторые из исправителей издали имевшиеся у них в руках списки не только без исправлений, но даже с ложными толкованиями. Патриарх Никон жестоко преследовал таких ересиархов и высылал их из Москвы. Возникла ересь, распространившаяся с необычайной быстротой. Дерзость староверов дошла до того, что они не усомнились окружить Успенский собор во время патриаршего служения и


1 Отец Е. А. и А. А. Болтиных был вятским вице-губернатором; в его доме Салтыков скоро стал своим человеком. «Краткая история России» написана Салтыковым в тверской его деревне, куда он получил позволение съездить в 1853 или 1854 г. Он присылал ее оттуда листами, чтобы напомнить о себе своим добрым знакомым. (Прим. К. К. Арсеньева.)

318

настойчиво требовали публичного прения». Заслуживает внимания, сам по себе, только взгляд Салтыкова на Иоанна Грозного, почти всецело совпадающий с мнением Кавелина 1. «Ничто не укрывалось от взора Иоанна, — говорит Салтыков, характеризуя лучшую эпоху его царствования (1548 — 60), — везде, во всех принятых мерах, видно непосредственное участие его, все они отмечены его гением». Грозному царю ставится в заслугу борьба с боярством, в особенности на почве местного управления; упоминается об учреждении судных старост и целовальников, призванных к тому, «чтобы лишить областных правителей возможности грабить народ». С этой же точки зрения одобряется значение, данное дьякам, а также введение в думу «начала личных заслуг», установлением звания думных дворян. Перемена, происшедшая в Иоанне, объясняется «теми неудачами, тем постоянным противодействием, которое Иоанн встречал со стороны всех окружавших его для приведения в исполнение своих реформ». Упрек в корыстолюбии, в «непонимании государственных интересов» распространяется и на тех «незнатных людей», которыми Иоанн думал заменить бояр. Россия — таково заключение автора — «была еще недовольно развита» для реформ, задуманных Иоанном. Даже учреждение опричнины оправдывается тем, что оно, «по-видимому, имело целью осуществление давней мысли Иоанна: создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество». Неудачу опричнины Салтыков приписывает опять-таки «недостаточной развитости» России; «люди, которых Иоанн удостоивал своею доверенностью, отнюдь не оправдывали ее, а, напротив того, употребляли ее во зло, возмущая душу царя разными наветами и клеветами». О злодействах Иоанна Салтыков не говорит почти вовсе, щадя, может быть, чувствительность своих учениц, а может быть — и репутацию своего любимца. Чем вызывалось снисходительное отношение Салтыкова к Иоанну Грозному — это, ввиду приведенных нами выписок, не требует дальнейших объяснений. Салтыкову, как и Кавелину, было симпатично общее направление внутренних реформ грозного царя.

Арсеньев. Материалы..., с. 36 — 38.


1 Мнение Кавелина об Иоанне Грозном было выражено в статье «Взгляд на юридический быт древней России». Эта статья, впоследствии вошедшая в состав «Сочинений» Кавелина (изд. 1859 г., т. 1; смотри в особенности с. 355 — 363), была напечатана в «Современнике» 1847 г. и, следовательно, была известна Салтыкову, который, несомненно, руководствовался ею. (Прим. К. К. Арсеньева.)

319

К письмам 95 и 109


М.Е. Салтыков-Щедрин. Приложения. III. Тексты Салтыкова в «Материалах...». 2. «Краткая история России» // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 18. Кн. 2. С. 317—320.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.