21. «Творении», ч. 3, М., 1796, с. 33, с пропуском строф 8—9, очевидно цензурного происхождения. О достоинствах оды говорил С. А. Маслов, любимый воспитанник Николева, на празднестве в память поэта в 1817 г.: «...прочтя его «Оду к отцу отечества», его сатиры и «Послание к Дашковой», пусть укажут хотя на одного стихотворца российского, который бы смелее и разительнее говорил правду царям и вельможам. Я умалчиваю о неровности слога. Он сам признавал, что многие из его сочинений надобно было бы перечистить и поправить, но с его пылким темпераментом и физическою, слепотою у него недоставало к тому ни времени, ни терпения; тем более, что он старался об истине и справедливости мыслей, не думая об их одежде» («Сын отечества», 1817, № 9, с. 87—88).

Отец отечества — один из титулов римских императоров, присваивавшийся им Сенатом. Николев рисует два типа государей — тирана и «отца отечества». В примечаниях к «Лиро-дидактическому посланию» он писал, что в «Российской империи правление есть монархическое, а не деспотическое... паче при владении Екатерины II, запретившей верноподданным своим называться рабами» («Творении», ч. 3, с. 296).

Махиавель — Макиавелли Н. (1469—1527) — итальянский политический деятель, сторонник неограниченной монархической власти; выступал за объединение раздробленной Италии. Ради достижения этой цели он оправдывал любые средства вплоть до убийства, насилия, предательства. В 1779 г. был напечатан русский перевод сочинения прусского короля Фридриха II «Анти-Махиавель, или Опыт возражения на Махиавелеву науку об образе государственного правления».

Он в сердце, как в ковчеге, вечно Хранит священный договор — т. е. он свято охраняет права народа, подобно тому как скрижали (каменные дощечки) с заповедями бога Яхве хранились евреями в так называемом Ковчеге завета.

Бог Синайских гор. По Библии, свои заповеди евреям бог устно сообщил патриарху Моисею на горе Синай.

Петр был. Петр I для Николева был идеалом «отца отечества»: он «быстрыми крылами остроумных мыслей являлся в одно мгновение на суше, на водах, в судилищах и в полях бранных; облетал пределы чуждые, поучался и поучал любезных чад своих; притягивал, яко магнитом, щедротою своею науки и художества в милое ему отечество; не гнушался дланию своею испытывать работы народа художественного, дабы поощрить подданных; доходил до малейшей подробности, проницал, внутрялся силою

500

разума в глубины сердечные; познавал человека горе и долу» («Творении», ч. 3, с. 304).


Воспроизводится по изданию: Поэты ХVIII века. В двух томах. Том второй. Л.: «Советский писатель», 1972. (Библиотека поэта; Большая серия; Второе издание)
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 20 марта 2021 г.