Александр Николаевич Радищев

Неизвестный художник. Портрет А.Н. Радищева. Холст, масло. До 1790 года. Неизвестный художник. Портрет А.Н. Радищева. Холст, масло. До 1790 года.

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Мы обрнаружили, что вы используете AdBlock Plus или иное программное обеспечение для блокировки рекламы, которое препятствует полной загрузке страницы. 

Пожалуйста, примите во внимание, что реклама — единственный источник дохода для нашего сайта, благодаря которому мы можем его поддерживать и развивать. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или вовсе отключите его. 

 

×

А. Н. Радищев

» Полное собрание сочинений в трех томах


Об авторе

Радищев Александр Николаевич (1749—1802) — крупнейший русский писатель и мыслитель конца XVIII века, открытый противник самодержавия, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Складывавшийся с начала XIX века образ Радищева как страдальца за идеалы вольности трансформировался в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо знаменитых «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения и пр.

Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762—1766). Для изучения юридических наук в числе шести лучших выпускников Корпуса был отправлен в Лейпцигский университет (1767—1771), где слушал лекции по естественному, публичному и государственному праву, всеобщей истории, логике, географии, нравственной философии, физике и математике, изучал немецкий, французский и латинский языки. О годах учения в Лейпцигском университете и произошедшем там «бунте» русских студентов Радищев рассказал в «Житии Федора Васильевича Ушакова» (1789). Вернувшись в Россию, в декабре 1771 г. Радищев был назначен протоколистом в Сенат.

Первым печатным выступлением Радищева стал перевод книги аббата Мабли «Размышления о греческой истории», изданный Н. И. Новиковым анонимно в 1773 г. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что «самодержавство» (т. е. деспотизм) есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В мае 1773 г. уволился из Сената и начал служить обер-аудитором (юридическим советником) в штабе Финляндской дивизии. В марте 1775 г. вышел в отставку. В том же году в Москве состоялась венчание Радищева с Анной Васильевной Рубановской (племянницей А. К. Рубановского, соученика Радищева по Лейпцигскому университету). В декабре 1777 г. Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию. В 1780 г. стал помощником советника таможенных дел по Санкт-Петербургской губернии. За годы службы в таможне изучил английский язык.

В 1782 г. Радищев начал работать над «Словом о Ломоносове», которое завершил в 1788 г. и включил в состав «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1782 г. написал «Письмо к Другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе. В облике Петра Радищев увидел великого преобразователя, «обновившего Россию», но отметил и второй лик Петра - «властного самодержца», истребившего «последние признаки дикой вольности своего отечества». «Письмо» было первой книгой, анонимно напечатанной в 1790 г. в типографии, которую Радищев оборудовал в своем доме летом 1789 г.

3 августа 1783 г. умерла А. В. Рубановская. Радищев написал стихотворную «Эпитафию», которую хотел поместить на ее памятнике в Александро-Невской лавре, но, по воспоминаниям Н. А. Радищева (сына писателя), «ему не позволили, потому что в ней выражается недостаточная уверенность в бессмертии души», и памятник был поставлен в саду при их доме.

Около 1783 г. Радищев закончил оду «Вольность», которая имеет ярко выраженный тираноборческий характер и содержит отклики на политические события в Европе (английская революция XVII в.) и Северной Америке (Война за независимость). Екатерина II восприняла оду как «совершенно явно и ясно бунтовскую». «Вольность» представляет собой не только значительное общественно-политическое сочинение, но и выдающееся поэтическое произведение. Стих оды, как объясняет сам Радищев, отличается намеренной затрудненностью, язык изобилует архаизмами, придающими тексту торжественный и возвышенный тон.

С середины 1780-х годов Радищев работал над главным своим произведением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее (в том числе фрагменты оды «Вольность»). Цензурная редакция всей книги была завершена к концу 1788 г. Однако после подписания цензором писатель еще около года продолжал работу над рукописью, внося в нее ряд существенных и обширных дополнений.

Главы «Путешествия», имеющие названия почтовых станций на пути из Петербурга в Москву, различны по своему объему и тематике. Книга многопланова: здесь подвергаются резкой и смелой критике самые разные стороны политической и общественной жизни России, предстают зарисовки быта и нравов разных сословий. Доминирует на протяжении всего повествования крестьянская тема: бесправие крепостных, их продажа, рекрутчина, убогий быт. Важную объединяющую роль играет образ самого путешественника-повествователя. Книга включает публицистические элементы, сближаясь с традициями ораторской прозы, дидактической литературы и сатиры. В «Путешествии» проявляются также черты, характерные для сентиментализма и возникшие, помимо прочего, под влиянием «Сентиментального путешествия» Л. Стерна: исповедальное начало, гипертрофированная эмоциональность, повествование от первого лица. В то же время язык Радищева мало напоминает язык русских сентименталистов — он изобилует славянизмами, архаизированными формами, инверсиями.

Книга была отпечатана в домашней типографии Радищева без указания его имени в конце мая 1790 г. тиражом около 650 экземпляров. 30—31 мая началась продажа «Путешествия» в Гостином дворе в лавке книгопродавца Г. К. Зотова. При чтении «Путешествия» (с 26 июня по 7 июля) Екатерина II сделала на полях многочисленные замечания. По свидетельству канцлера А. А. Безбородко, императрица нашла книгу «наполненною разными дерзостными изражениями, влекущими за собой разврат, неповиновение власти и многие в обществе расстройства» повелела начать расследование с целью установить имя автора, которого она назвала «бунтовщиком хуже Пугачева».

30 июня Радищев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Незадолго до ареста он был назначен советником таможенных дел Санкт-Петербургской казенной палаты, но не успел вступить в должность. 13 июля был подписан приказ императрицы о предании Радищева уголовному суду и рескрипт о запрещении его книги. 17 июля Радищев отвечал на вопросы Палаты уголовного суда. 24 июля Палата вынесла писателю смертный приговор. 4 сентября в связи с заключением мира со Швецией Екатерина подписала указ о замене смертной казни Радищеву ссылкой на десять лет в Сибирь в Илимский острог.

Проехав через Кунгур, Екатеринбург и Тюмень, 20 декабря 1790 г. Радищев прибыл в Тобольск и оставался здесь до 30 июля 1791. 2 марта сюда приехала вместе с его младшими детьми Екатериной и Павлом свояченица Радищева Елизавета Рубановская, разделившая с ним изгнание и ставшая затем его женой (их брак не был узаконен церковью, и отец Радищева впоследствии не признал детей от этого брака). В Тобольске между мартом и июлем 1791 г. написаны автобиографические стихотворения «Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду?..» и «Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится...».

Через Тару, Томск, Красноярск, Удинск Радищев прибыл в Иркутск, где оставался с 8 октября по 20 декабря 1791 г. 2 января 1792 г. он прибыл в Илимск, где прожил до 20 февраля 1797 г. Во время пути он вел «Записки путешествия в Сибирь», содержащие географические, исторические, этнографические сведения, а также наблюдения над бытом местных жителей. В 1792 г. Радищев начал работать над самым значительным из написанных им в Сибири произведений — трактатом «О человеке, его смертности и бессмертии», затрагивавшим широкий круг литературных и философских проблем.

После смерти Екатерины в 1796 г. Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове, но под полицейским надзором. В Немцове создана поэма «Бова» (авторский жанровый подзголовок: «Повесть богатырская стихами»). Из задуманных 12 песен поэмы было написано 11 и последняя начата. Сохранившаяся песнь первая дает представление о характере поэмы, в которой использованы мотивы популярной лубочной литературы, а также «Орлеанской девственницы» Вольтера.

В начале 1801 г. в Немцове Радищев написал трактат «Памятник дактилохореическому витязю», посвященный В. К. Тредиаковскому. Радищев с большим сочувствием относится к опытам Тредиаковского по реформированию стиха и первым высоко оценил заслуги поэта в создании русского гекзаметра. Здесь же Радищев изложил собственные взгляды на звуковую организацию стиха. В конце 1801 г. в журнале «Иппокрена» анонимно были напечатаны «Сафические строфы» Радищева — один из самых удачных ранних опытов русской силлабо-тонической имитации античной квантитативной метрики.

Полную свободу писатель получил лишь в марте 1801 г. при Александре I. Назначенный в Комиссию составления законов, Радищев занимался составлением проектов законодательных реформ. Председатель комиссии П. В. Завадовский был раздражен «слишком восторженным образом мыслей» Радищева и даже угрожал ему новой ссылкой в Сибирь. В состоянии тяжелой депрессии Радищев покончил с собой.

Сочинения Радищева были запрещены в России вплоть до 1905 г., однако это не помешало распространению «Путешествия из Петербурга в Москву» в рукописных списках. В 1858 г. А. И. Герцен издал «Путешествие» в Лондоне. Ценнейшими источниками биографии писателя остаются очерки, написанные его сыновьями Н. А. и П. А. Радищевыми.

И. П.
По материалам «Словаря русских писателей XVIII века», «Краткой литературной энциклопедии» и 3-го издания «Большой советской энциклопедии»

 

Об издании

РВБ публикует академическое Полное собрание сочинений Радищева в трех томах (М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938—1952). В ряде случаев текст этого издания исправлен в соответствии с принципами, изложенными в сопроводительной заметке редактора электронного издания А. А. Костина. Кроме того, электронная публикация снабжена указателями словоформ и стиховых форм.

Биография

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2005—2019. Версия 2.0 от 25 января 2017 г.