Послание к Лонгинову

(С. 428)

Печатается по беловому автографу ЦГАЛИ.

Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: ПССт 1927, с. 426–427.

Беловой автограф А. В. Дружинина — ЦГАЛИ, ф. 167, оп. 3, ед хр. 19, л. 7–8. Черновой автограф И. С. Тургенева (ст. 35–38 — рукой Некрасова) — там же, л. 11 об. — 10. Копия (неизвестной рукой) в бумагах А. А. Краевского — ГПБ, ф. 391, ед. хр. 26 (с пометой: «Н. Некрасов, И. Тургенев, А. Дружинин»).

Основным автором «Послания к Лонгинову», видимо, был Тургенев: ему принадлежит черновой автограф; к нему же обращен шуточный ответ, написанный Дружининым (и Некрасовым?) от имени Лонгинова: «Тургенев! кто тебе внушил Твое посланье роковое?..» (ЦГАЛИ, ф. 167, оп. 3, ед. хр. 19).

Написано между 23 и 31 июля 1854 г. и также является примером так называемой «чернокнижной словесности» (см. предыдущий комментарий).

Обращено к библиографу Михаилу Николаевичу Лонгинову (1823–1875). В 1840–1850-х гг. Лонгинов был близок к кружку С; впоследствии стал крупным чиновником, ярым реакционером, «Послание…» связано с переездом Лонгинова в мае 1854 г. из Петербурга в Москву, где он получил должность чиновника особых поручений при генерал-губернаторе.

Осенью 1854 г., будучи проездом в Москве, Некрасов безуспешно пытался разыскать Лонгинова и передать ему «Послание…» (см.: ПСС, т. X, с. 206–207).

Бассейная — улица в Петербурге (ныне ул. Некрасова).

…и клуба кров священный… — Имеется в виду аристократический

690

Английский клуб в Петербурге. Лонгинов был его членом с 1851 г.

Где Анненков, чужим наполненный вином… — См. на с. 618–619 наст. тома комментарий к стихотворению «Признания труженика».

Пред братцем… — Речь идет о И. В. Анненкове (1814–1887), флигель-адъютанте, впоследствии (с 1862 г.) петербургском обер-полицмейстере.

Арапетов — см. выше, с. 689, комментарий к стихотворению «Загадка». Оно и названо в «Послании к Лонгинову» «насмешливыми куплетами» и «меткими стихами» об Арапетове.

Кочубей М. В. (1816–1874) — князь, гофмаршал.

Авдулин С. А. (ум. 1855) — приятель Лонгинова, завсегдатай Английского клуба.

Мухортов З. Н. (1820–1876) — чиновник, орловский помещик, впоследствии вице-президент Вольного экономического общества. Много занимался вопросом о разработке залежей торфа в Петербургской губернии.

Егунов А. Н. (1824–1897) — статистик и экономист, сотрудник С.

Хотинский М. С. (1810–1866) — популяризатор естественных наук; впоследствии был разоблачен как агент III Отделения (см.: Герцен, т. XVII, с. 187, 189–191). У Лонгинова была непристойная поэма «Матвей Хотинский».

Кто верно предсказал Мильгофера судьбу… — Стихотворение Лонгинова «Мильгофер» упоминается и в пьесе Некрасова «Как убить вечер?» (ПСС, т. IV, с. 224; т. III наст. изд.).

Поймал за жирный хвост весь причет наш священный? — Речь идет об антицерковной и фривольной поэме Лонгинова «Отец Пихатий».

Ни времени рука, Ни зависть хитрая лаврового венка… — пародийная вариация на тему «Памятника» Горация.

«Северная пчела» — см. на с. 667 наст. тома, комментарий к стихотворению «Провинциальный подьячий в Петербурге».

«Эй, Вася, трубочку!» — Авторы «Послания…» пародируют восклицание из пьесы Н. В. Кукольника «Иван Рябов, рыбак архангелогородский»: «Васька, трубу и лодку!» (БдЧ, 1839, т. 32, отд. I, с. 141). Ср. в повести И. И. Панаева «Родственники» (1847): «… лежать целые дни <…> с янтарем в зубах, изредка прерывая чтение или мечту ленивым криком: „Васька! трубку!“» (Русские повести XIX века, 40–50-х годов, т. I. М., 1952, с. 452).

То Петербург ругнешь, за что не знаешь сам… — Отзвук лермонтовского стиха: «Но я люблю, — за что, не знаю сам…» («Родина», 1841).

Пришельца позднего из Аглицкого клуба… — Речь идет о московском Английском клубе.

Мейендорф П. К., барон (1796–1863) — русский посол в Австрии в 1850–1854 гг. Связанный с высшей австрийской аристократией, проводил проавстрийскую политику. В июне 1854 г., когда отношения между двумя странами ухудшились, был отозван из Вены (Долгоруков П. В. Петербургские очерки. М., 1934, с. 153, 392).

Милютина проект… — Н. А. Милютин (1818–1872) — известный государственный деятель, впоследствии один из осуществлявших руководство проведением крестьянской реформы. Здесь имеются

691

в виду «Правила для промышляющих извозом в С. -Петербурге на 1854 год», подписанные министром внутренних дел Д. Г. Бибиковым и директором хозяйственного департамента Н. А. Милютиным и выпущенные отдельной брошюрой. Следуя этим «Правилам», петербургские власти тщетно пытались установить единый тариф оплаты извозчиков.

Языкова процесс… — М. А. Языков (1811–1885) — чиновник, был близок к кружку С. Вложил свой капитал в комиссионную контору, которая обанкротилась. Речь идет о третейском суде между М. А. Языковым и его компаньоном по конторе Н. Н. Тютчевым (см.: Панаева, с. 207–209).

Европе возвестил известный Соллогуб, Что стал он больше подл, хотя не меньше глуп… — В. А. Соллогуб (1813–1882) — писатель, в первой половине 1840-х гг. был близок к «натуральной школе», но затем отошел от нее; написал ряд легковесных водевилей; в связи с началом Крымской войны стал выступать со стихотворениями и статьями в монархическом духе, чем и вызвано обвинение его в подлости. 8 апреля 1854 г. в газете «Закавказский вестник» была напечатана псевдопатриотическая «ода-симфония» В. А. Соллогуба и Е. А. Вердеревского «Россия перед врагами». 11 июня 1854 г. в газете «Journal de St-Petersbourg» было опубликовано открытое письмо Соллогуба (русский перевод — СПбВ, 1854, 18 июля), в котором он, порицая критическую направленность своих ранних повестей, декларировал верноподданические взгляды.

А Майков Аполлон, с гнилой своей улыбкой, На днях оподлил ся, конечно, не ошибкой… — В ту пору А. Н. Майков начал писать псевдопатриотические стихи. Первым из них было стихотворение «Коляска» (1853), воспевавшее Николая I. «Послание к Лонгинову» дошло до Майкова, и он ответил стихотворением «Авторам „Письма к Лонгинову“»: «Не низойду до эпиграммы:..» (ЛН, т. 49–50. М., 1949, с. 618).

Другие редакции и варианты

Кем не был пощажен певец Торквата Тасса Пока граби теля седого Адлерберг… — В 1833 г. в Петербурге была анонимно опубликована (отдельной книгой) драма «Торквато Тассо». Существует мнение, что ее автором был А. Д. Киреев (1797–1857), который с 1833 по 1853 г. служил управляющим петербургской театральной конторой и за это время очень разбогател; В. Ф. Адлерберг (1791–1884), ставший в 1853 г. министром двора (в ведении этого министерства находились и государственные театры), назначил ревизию, которая вскрыла в театральной конторе большие хищения, и А. Д. Киреев был уволен в отставку (см. об этом: Панаева, с. 52–53; Вольф А. И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года, ч. 1. СПб., 1877, с. 38, 166; Инсарский В. А. Воспоминания. — PC, 1874, № 10, с. 306–314; Куликов Н. И. Театральные воспоминания. — PC, 1892, № 8, с. 451–452; ср. примечания И. Г. Ямпольского в кн.: Тургенев И. С. Стихотворения и поэмы. Л., 1970, с. 452). Известно также, что в молодости А. Д. Киреев перевел на русский язык пьесу Бомарше «Преступная мать» (см.: Зотов Р. М. Записки. — ИВ, 1896, № 8, с. 308). Однако, по другим сведениям, автором драмы «Торквато Тассо» был М. Д. Киреев (см. заметку Старого театрала о «Хронике

692

петербургских театров» А. И. Вольфа, опубликованную в РС, 1877, № 10, с. 348), видимо, брат А. Д. Киреева, упоминаемый в переписке последнего (см.: Щукинский сборник, вып. 1. М., 1902, с. 128, 135).


Н.А. Некрасов. Послание к Лонгинову (Комментарии) // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 1. С. 690-693.
© Электронная публикация — РВБ, 2018-2024. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.