Тургенев Иван Сергеевич [28.10(9.11).1818, Орёл, — 22.8(3.9).1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен в Петербурге], русский писатель. Мать — В. П. Лутовинова; отец — С. Н. Тургенев, офицер, участник Отечественной войны 1812 года. Детские годы провел в имении матери — усадьбе Спасское-Лутовиново Орловской губернии (ныне — Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева).
В 1833 г. поступил в Московский университет, через год перевелся в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил в 1836 г.). Первое увидевшее свет произведение — рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836), в 1838 г. в журнале «Современник» были опубликованы первые стихи Тургенева (тогдашний редактор журнала П. А. Плетнев был профессором Тургенева по русской литературе). Поэзию Тургенева высоко ценил В. Г. Белинский, отмечавший, что в ней «всегда есть мысль, ознаменованная печатью действительности и современности». Однако деятельность Тургенева как писателя-прозаика вскоре заставила читателей забыть его поэтические опыты, и сам Тургенев не придавал значения своей лирике, считая себя прозаиком по природе своего дарования. Самое известное его стихотворение — «В дороге» (из цикла «Вариации»), ставшее романсом и узнаваемое уже по первой строке («Утро туманное, утро седое...»).
В 1838—1841 гг. Тургенев занимался философией, древними языками, историей в Берлинском университете, сочетая учебные занятия с продолжительными странствованиями: он объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, путешествовал по Австрии и Швейцарии, несколько месяцев провел в Италии. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 г. выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В 1842 г. совершил еще одну поездку в Германию. По возвращении служил чиновником «особенной канцелярии» Министерства внутренних дел (1842—1844).
В 1843 г. Тургенев познакомился с французской певицей Полиной Виардо. Близкие отношения с ней и ее семьей продолжались в течение всей жизни писателя, оставили глубокий след в его творчестве; привязанность к Виардо во многом объясняет частые поездки, а затем и долгое пребывание Тургенева за границей. Чрезвычайно важным для Тургенева было знакомство с Белинским. Оно состоялось в конце 1842 г. или в начале 1843 г. и способствовали укреплению антикрепостнических и антиславянофильских взглядов Тургенева.
В 1843 г. вышла в свет поэма Тургенева «Параша», высоко оцененная Белинским; вслед за ней опубликованы поэмы «Разговор» (1845), «Андрей» (1846) и «Помещик» (1846). В них сказалось влияние Лермонтова, отмеченное Белинским. Поэма «Помещик» представляет собой своего рода «физиологический очерк» в стихах, определивший место Тургенева в кругу писателей «гоголевского направления». В поэзии Тургенева два героя — мечтатель, человек страстной и мятежной души, полный внутренней тревоги, неясных надежд, и — скептик онегинско-печоринского типа. Грустная ирония по отношению к бесприютному «скитальцу», тоска о высоком, идеальном, героическом — основное настроение поэм Тургенева. В прозе этих лет — «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бретёр» (1847) — Тургенев продолжил романтическую тему столкновения личности и общества. В эти же годы Тургенев выступал с критическими статьями и рецензиями, в которых выразилась эстетическая позиция писателя, сформировавшееся под воздействием Белинского.
В драматических произведениях Тургенева — жанровых сценах «Безденежье» (1846) и «Завтрак у предводителя» (1849, опубликован в 1856 г.), комедиях «Холостяк» (1849) и «Нахлебник» (1848, поставлена в 1849 г., опубликована в 1857 г.) — изображение «маленького человека» опирается на традиции Н. В. Гоголя (воспринятые в интерпретации, данной им Белинским и писателями натуральной школы). В комедиях «Где тонко, там и рвется» (1848), «Провинциалка» (1851) и «Месяц в деревне» (1850, опубликована в 1855 г.) отразилась характерная для Тургенева неудовлетворенность бездействием рефлектирующей дворянской интеллигенции.
Цикл очерков «Записки охотника» (1847—1852) — самое значительное произведение молодого Тургенева. Оно оказало большое влияние на развитие русской литературы и принесло автору мировую известность. Книга была переведена на многие европейские языки и выдержала много изданий в Германии, Франции, Англии, Дании. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». К числу художественных открытий Тургенева, сделанных в «Записках охотника», относятся яркая индивидуализация крестьянских типов, изображение психологической жизни народа в смене душевных движений, обнаружение в крепостном крестьянине сложной и глубокой, личности.
В феврале 1852 г. Тургенев написал некрологическую статью о Гоголе, назвав его великим писателем, который «означил эпоху в истории нашей литературы». Некролог, предназначавшийся для «Санкт-Петербургских ведомостей», был запрещен петербургской цензурой, но был помещен в «Московских ведомостях», за что над Тургеневым и лицами, содействовавшими напечатанию некролога, было назначено следствие. III Отделение сочло возможным ограничиться мягкой мерой — установлением над Тургеневым секретного полицейского надзора. Однако Николаю I такая мера показалась недостаточной, и на докладе III Отделения он положил резолюцию: «полагаю этого мало, а за явное ослушание его на месяц под арест и выслать на жительство на родину под присмотр». В согласии с императорской резолюцией, 16 апреля 1852 г. Тургенев был арестован. Отсидев месяц на «съезжей», где им была написана повесть «Муму» (опубликована в 1854 г.), Тургенев 18 мая выехал без права задерживаться дорогой в село Спасское — под административный надзор (ссылка продолжалась полтора года). По своему антикрепостническому пафосу повести «Муму» и «Постоялый двор» (опубликована в 1855 г.), примыкают к «Запискам охотника».
Годы 1850—1856 были временем наибольшей близости писателя к редакционному кружку «Современника». Он участвовал в повседневной работе журнала, который с 1847 г. выходил под редакцией Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, фактически руководил отделом поэзии, где по его инициативе и под его редакцией в 1854 г. было напечатано свыше ста стихотворений Ф. И. Тютчева. За исключением полутора лет ссылки, в это время Тургенев жил в основном в Петербурге, но почти каждый год проводил летние месяцы в своем поместье.
В 1856 г. в «Современнике» появился первый роман Тургенева, озаглавленный «Рудин». Роману предшествовали повести и рассказы, в которых писатель с разных сторон оценивал тип идеалиста 1840-х годов. В повестях «Два приятеля» (1854) и «Затишье» (1854) и в рассказах «Гамлет Щигровского уезда» (1849), «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855) и «Переписка» (1856) раскрыта трагедия нерешительного рефлектирующего человека, его мучительный разлад с миром и людьми.
Тургенев создал особую форму «биографического», или «персонального», романа, романа о герое. В центре внимания автора — судьба одного лица, характерного для своего времени. Другие персонажи, выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с главным героем, оттеняя сильные и слабые стороны его убеждений и характера. Сам писатель считал, что основной принцип построения его художественных произведений — это выражение особенностей времени через типические характеры. Тип «лишнего человека» в «Рудине» отличается двойственностью: в Рудине есть способности пробуждать людей, но нет способности вести их за собой; он просветитель, но не преобразователь; в нем есть огромный ум, но нет «могучей воли»; в нем есть «гениальность», но нет «натуры», — таковы окончательные итоги анализа рудинского типа в романе Тургенева, таков его приговор Рудину, одновременно обвинительный и оправдательный. Усиливая «оправдательный» аспект, в новое издание романа (1860) автор добавил эпизод гибели своего героя на баррикадах французской революции 1848 года. Противопоставление двух архетипов — бездействующего человека рефлексии и неразмышляющего человека действия — тематизировано в речи Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», оконченной в последние дни 1859 года, напечатанной в январском номере «Современника» за 1860 год и произнесенной на Публичных чтениях, организованныъ Литературным фондом в Санкт-Петербурге.
Типичный тургеневский сюжет — это не только культурно-идеологический конфликт, разворачивающийся вокруг нового, едва нарождающегося общественно-исторического типа русского деятеля, но и одновременно и повествование о первой любви. В женской, натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной, чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определенному времени ожидание нового, героического. Еще в современной Тургеневу критике отмечалось, что любовь в его произведениях служит критерием, проверкой главного героя. Более того, женские персонажи в его романах и повестях всегда оказываются более стойкими и последовательными, чем вечно колеблющиеся антагонисты. Первой в ряду «тургеневских девушек» появлятся героиня «Рудина» — Наталья. За ней последовали Вера из повести «Фауст» (1856) и заглавная героиня повести «Ася» (1858). «Тургеневская девушка» становится узнаваемым психологическим и социальным типом.
В январской книжке «Современника» за 1859 г. был напечатан второй роман Тургенева — «Дворянское гнездо». Герой романа, Лаврецкий, «обыкновеннее» Рудина, но он ближе к народной жизни. Тургенев наделил его полудемократическим происхождением (его мать — крестьянка), физической силой, богатырством, вызывающим уважение к нему в народной среде, душевной целостностью и способностью к практической деятельности. Лаврецкий он считает своим долгом облегчить участь крестьян, однако ради личного счастья он забывает о долге, хотя и счастье оказывается невозможным. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение или подвиг, не находит высокого смысла в мире, где постоянно оскорбляется ее нравственное чувство. Уход Лизы в монастырь — это своеобразный протест и пусть пассивное, но все же неприятие жизни. Образ Лизы окружен «светлой поэзией», которую Салтыков-Щедрин отмечал в «каждом звуке этого романа». Если «Рудин» — испытание идеалиста 1840-х годов, то «Дворянское гнездо» — это осознание его ухода с исторической сцены.
Чуткий к запросам времени, Тургенев в романе «Накануне» (1860) выразил мысль о необходимости сознательно-героических натур. В образе разночинца болгарина Инсарова он вывел человека с цельным характером, все нравственные силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину. Добролюбов, посвятивший «Накануне» статью «Когда же придет настоящий день?» (1860), указал, что Инсаров неполно обрисован в романе и поэтому главное лицо романа — Елена Стахова. Еще более негативным был отзыв Константина Леонтьева, считавшего, что «Накануне» ниже всего ранее написанного Тургеневым, что роман схематичен, написан с помощью «механических приемов», а в его героях сквозит «безжизненность».
После «Гамлета и Дон-Кихота» Тургенев ничего не печатал в «Современнике». К тому времени уже наметились серьезные расхождения между Тургеневым и радикально-демократическим крылом журнала — Н. А. Добролюбовым и Н. Г. Чернышевским. Уже «Накануне» он отдал в консервативный «Русский вестник», где были опубликованы и два следующих его романа — «Отцы и дети» (1861) и «Дым» (1867). После опубликования статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» и брошенного походя замечания о карикатурности образа Рудина в рецензии Добролюбова на книгу Н. Готорна «Собрание чудес» (1860) произошел окончательный разрыв Тургенева с некрасовским «Современником».
Над новым романом «Отцы и дети» Тургенев работал с августа 1860 г. по август 1861 г. Это роман, подводящий итог большому периоду деятельности Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В нем писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения». Но исторический перелом, который он изображал и осмыслял в новом романе, был гораздо значимее и драматичнее, чем обстоятельства, которые должны были составить содержание его раннего замысла.
В «Отцах и детях» Тургенев возвращается к «моноцентрической» структуре романа. Воплощением исторического движения, исторического перелома в романе является один герой — Базаров, подобно тому как это было в первом романе писателя, названном именем героя, вокруг которого организовано действие («Рудин»). Базаров также проходит (вернее, не проходит) «проверку» любовью. Вместе с тем трагическая история любви Базарова и Одинцовой, выявляя несоответствие между натурой и некоторыми воззрениями героя, подчеркивает его нравственное превосходство над лучшими представителями дворянства.
В многочисленных объяснениях по поводу «Отцов и детей» Тургенев часто говорил о своих симпатиях к Базарову, о своем стремлении представить в облике Базарова «торжество демократизма над аристократией», о сознательном намерении сделать своего героя «волком и все-таки оправдать его» (письмо А. И. Герцену от 16/28 апреля 1862 г.). Однако себя писатель относил к лагерю противников нового разночинно-демократического поколения, к которому принадлежал радикальный отрицатель существующего порядка «нигилист» Базаров. В статье «По поводу „Отцов и детей“» (1869) Тургенев писал: «...точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастие для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Современники остро реагировали на появление романа. Консервативная печать обвинила Тургенева в заискивании перед нигилистами, демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Ответом радикально-демократического лагеря на «Отцов и детей» стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863).
В конце 1862 г. Тургенев был привлечен к ответственности по делу о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» (так называемому «процессу 32-х»). Дело возникло на основании перехваченных III Отделением писем Герцена, Бакунина, Огарева и других деятелей революционной эмиграции к их друзьям и единомышленникам в России. В этих письмах имя Тургенева, как близкого и доверенного человека, упоминалось очень часто, в связи с чем в декабре 1862 г. состоялось постановление о вызове его из-за границы для допроса в особой следственной комиссии. По получении официального предписания о явке в сенат Тургенев обратился с письмом к Александру II, заверяя в «умеренности» своих убеждений, «вполне независимых, но добросовестных», и прося выслать допросные пункты в Париж. В дальнейшем Тургенев под разными предлогами оттягивал явку и только через год после получения первого вызова, в январе 1864 г., приехал в Петербург для дачи показаний в сенатской комиссии. Процесс, причинивший писателю немало волнений, был закончен, и постановлением сената Тургенев был освобожден от всякой ответственности.
После «Отцов и детей» для писателя наступил период сомнений и разочарований. Появляются пессимистические по своему настроению повести «Призраки» (1855—1861, опубликована в 1864), «Довольно» (1862, опубликована в 1865) и др. Особое место занимает у Тургенева в эту пору группа так называемых «таинственных повестей», которые, однако, не всегда отделяются резкой гранью от бытовых очерков и этюдов: жанр и мистерия идут у него рядом, иногда чередуясь в разных рассказах, а порой сливаясь в одном — таковы, в частности, «Собака» (1864), «Странная история» (1869) и «Стук... Стук... Стук!..» (1870). Загадочные и странные истории, которые любит в эту пору рассказывать Тургенев, разнообразны по своему идейному содержанию. Отчасти это продолжение старой тургеневской темы — беспомощности человека перед лицом страшных и непонятных сил природы, враждебных ему и угрожающих неизбежным уничтожением.
Меняется жанр тургеневского романа: ослабляется централизующая роль главного героя в общей композиции произведения. В центре романа «Дым» (1867) — проблема поколебленной реформой жизни России, когда «новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло». В романе два основных героя — Литвинов, в трагической любви которого отразились и «поколебленный быт», и противоречивое, неустойчивое сознание эпохи, и Потугин — проповедник западной цивилизации. Роман носит резко сатирический и антиславянофильский характер. Ирония автора направлена как против представителей революционной эмиграции («Гейдельбергские арабески»), так и против высших правительственных кругов России («баденские генералы»). Однако осуждение пореформенной действительности («дым»), рассмотрение политической оппозиции не как привнесенного извне явления, а как порождения российской жизни отличают этот роман от «антинигилистических» романов А. Ф. Писемского, Н. С. Лескова других авторов. Мрачные раздумья о русском национальном характере в сопоставлении со вневременными архетипами («Степной король Лир», 1870), меланхолические воспоминания об уходящем типе «лишнего человека», приобретающего черты, которые через несколько десятилетий получат названия «садомазохистских» (повесть «Вешние воды», 1872, предсказывающая «Венеру в мехах» Леопольда фон Захер-Мазоха), приводят Тургенева к созданию наиболее значительного произведения последнего периода — романа «Новь» (1876).
С 1863 г. Тургенев поселился с семьей Виардо в Баден-Бадене. В том же году он вступил в число сотрудников либерально-буржуазного «Вестника Европы», где были напечатаны все его последующие крупнейшие произведения, в том числе «Новь», отделенный от предшествующего романа десятилетним промежутком (срок небывалый в практике Тургенева-романиста). В «Вестнике Европы», как и ранее в «Современнике», писатель стоял близко к редакционному кружку, оказывая влияние на программные выступления журнала.
«Новь» — роман о народническом движении в России. Отдавая дань уважения героическому порыву молодежи, ее подвигу самопожертвования, но не веря в возможность революционных преобразований, Тургенев придает участнику «хождения в народ», «романтику реализма» Нежданову черты «российского Гамлета». Трезвый практик-постепеновец Соломин с его теорией «малых дел», по мнению автора, ближе к истине. Развертывая в романе картины идейных споров представителей либеральных воззрений (Сипягин), консервативных (Калломейцев) и народнических (Нежданов, Марианна, Соломин) взглядов, Тургенев отдает предпочтение народническим.
В 1870-е годы, живя в Париже, Тургенев сблизился с деятелями народнического движения — Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым, С. М. Степняком-Кравчинским; материально помогал народническому журналу «Вперед». Следил за развитием русского и французского искусства, входил в кружок крупнейших французских писателей — Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. В XIX столетии Тургенев для европейских читателей — самый значительный русский писатель, чья известность превосходит известность Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Лучшие критики своего времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес и др.) причисляют его к первым писателям века.
Еще в 1860 г. Тургенев был избран членом-корреспондентом Императорской (Петербургской) академии наук по разряду русской словесности и языка. В 1878 г. его избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 г. Оксфордский университет присвоил ему докторскую степень. Приезжая в Россию (1879, 1880), Тургенев участвовал в чтениях в пользу Общества любителей российской словесности. В 1880 г. на организованном этим обществом «пушкинском празднике» он выступил с речью о Пушкине. С аналогичной речью выступил Достоевский. Тургенев и Достоевский предложили альтернативные — либерально-«западническое» и консервативно-«почвенническое» — интерпретации пушкинского наследия, определившие пути восприятия творчества Пушкина на рубеже XIX и XX веков.
В последние годы жизни Тургенев создал несколько небольших произведений, в том числе цикл «стихотворений в прозе», озаглавленный «Senilia» [«Старческое»], в противовес обычному в собраниях сочинениях разделу «Juvenilia» [«Юношеское»]. В числе этих прозаических «стихотворений» — знаменитый «Русский язык», завершавший первую публикацию цикла в «Вестнике Европы» 1882 г.: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык...». Этот гимн русскому языку как последнему пристанищу «русскости», который современники считали «лебединой песнью» автора, звучит особенно трагично в устах полуэмигранта Тургенева.
Повести «Песнь торжествующей любви» (1881) и «Клара Милич (После смерти)» (1882) продолжают старую тургеневскую тему «подчинения чужой воле» (ср. «Вешние воды»). В «Кларе Милич» разработка этой темы приобретает даже подчеркнуто мистический оттенок, но и в этом случае Тургенев стремится придать изображаемым событиям характер позитивной достоверности в духе модного суеверия о возможности материализации духов.
В последние годы жизни Тургенев страдал от усиливающейся болезни (злокачественная опухоль костей позвоночника). Летом 1881 г. он последний раз был в Спасском-Лутовинове. Зимы писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо, где он и скончался 3 сентября (22 августа) 1883 г. Похоронам Тургенева предшествовали траурные торжества в Париже, в которых приняли участие свыше 400 человек. В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Россию и похоронено на «литераторских мостках» Волковского (Волкова) кладбища в Санкт-Петербурге.
В основу электронной публикации положено академическое Полное собрание сочинений и писем в 30 томах (2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1978—...).