Часть первая | |
I | 133 |
II | 140 |
III | 146 |
IV | 152 |
V | 159 |
VI | 165 |
VII | 170 |
VIII | 177 |
IX | 184 |
X | 189 |
XI | 195 |
XII | 202 |
XIII | 207 |
XIV | 213 |
XV | 218 |
XVI | 222 |
XVII | 227 |
XVIII | 233 |
XIX | 237 |
XX | 249 |
XXI | 256 |
XXII | 263 |
Часть вторая | |
XXIII | 271 |
XXIV | 281 |
XXV | 285 |
XXVI | 294 |
XXVII | 302 |
XXVIII | 309 |
XXIX | 316 |
XXX | 324 |
XXXI | 333 |
XXXII | 338 |
XXXIII | 343 |
XXXIV | 349 |
XXXV | 359 |
XXXVI | 369 |
XXXVII | 375 |
XXXVIII | 381 |
Последний роман и самый большой роман Тургенева, посвященный революционерам-народникам 1870-х годов.
«Молодое поколение было до сих пор представлено в нашей литературе либо как сброд жуликов и мошенников — что, во-первых, несправедливо, — а во-вторых, могло только оскорбить читателей-юношей как клевета и ложь; либо это поколение было, по мере возможности, возведено в идеал, что опять несправедливо - и сверх того, вредно. Я решился выбрать среднюю дорогу — стать ближе к правде; взять молодых людей, большей частью хороших и честных — и показать, что, несмотря на их честность, самое дело их так ложно и не жизненно, что не может не привести их к полному фиаско. Насколько мне это удалось — не мне судить; но вот моя мысль... Во всяком случае, молодые люди не могут сказать, что за изображение их взялся враг; они, напротив, должны чувствовать ту симпатию, которая живет во мне — если не к их целям, то к их личностям. И только таким образом может роман, написанный для них и о них, принести им пользу.»
— Тургенев в письме к Стасюлевичу от 22 декабря 1876 г. (3 января 1877 г.)
«Новь» — книга о незаконнорождённом молодом человеке, студенте и поэте с говорящей фамилией Нежданов, который вступает в тайное народническое общество с целями не вполне ему ясными, но отчётливо благородными и жертвенными. Революционная подготовка и соответствующее селективное возбуждение происходят на фоне обычной усадебной лирики, водевиля и где-то даже мистики. Однако чем дальше 23-летний Нежданов пытается постичь собственный народ, тем меньше смысла в своём стремлении он находит (а происходит так ещё, в частности, и потому, что он совершенно не умеет с этим народом пить, а без водки «русский сон» — один из ключевых мотивов романа, — очевидно, малопонятен). Сомнений становится сильно больше, чем уверений, и он сперва вполне по-кьеркегоровски отказывает себе в любовной идиллии с единомышленницей Марианной, а потом и в жизни как таковой. Нежданов убивает себя, поскольку это единственная жертва, на которую он оказывается способен, жертва самому себе самого себя — тургеневская ирония бывает вполне беспощадной.
— Максим Смеляк. Хорошо забытое старое: «Новь» Тургенева // Полка
В «Нови» восторжествовал новый тип тургеневского общественного романа, контуры которого были намечены в романе «Дым».
«Дым» обозначил переход к новой романной форме. Общественное состояние пореформенной России показывается здесь уже не через судьбу одного героя времени, но с помощью широких картин жизни, посвященных изображению различных социальных и политических группировок общества.
В центре романа «Новь» оказываются уже не столько индивидуальные судьбы отдельных представителей эпохи, сколько судьба целого общественного движения — народничества. Нарастает широта охвата действительности, заостряется общественное звучание романа. Любовная тема уже не занимает в «Нови» центрального положения и не является ключевой в раскрытии характера Нежданова. Ведущая роль в организации художественного единства романа принадлежит социальным конфликтам эпохи: трагическому противоречию между революционерами-народниками и крестьянством, столкновениям между революционной, либерально-демократической и консервативной партиями русского общества.
— Ю. В. Лебедев. Тургенев (1990)
«Новь» была напечатана в 1877 году, в двух номерах «Вестника Европы» — хотя романные события разворачиваются в 1868 году, исторически их было бы точнее отнести к середине семидесятых годов, поскольку Тургенев к тому времени уже изучил материалы соответствующих судебных процессов: нечаевского (1871) и долгушинцев (1874). Под загадочным Василием Николаевичем, от которого в романе все ждут непосредственных указаний к действию, подразумевается как раз революционер Сергей Нечаев.
Впрочем, с тем же успехом можно представить, что действие происходит в каком-нибудь 2018, например, году: все типажи куда как узнаваемы, разговоры под стать, современная повестка как на ладони — от судов над активистами до реформы образования, разве что польский вопрос заменить на известно какой.
<...>
«Новь» — очень остроумный роман, где точность иных фраз мгновенно компенсирует некоторую схематичность и даже карикатурность, в которых этот роман обычно винят.
— Максим Смеляк. Хорошо забытое старое: «Новь» Тургенева // Полка
Пол-России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести, студенческие кассы запрещаются, везде шпионство, притеснения, доносы, ложь и фальшь — шагу нам ступить некуда... а ему всё мало, он ждет еще новой неприятности...