РВБ: XVIII век: М.Н. Муравьев.. Версия 1.1, 2 июля 2016 г.

 

 

103. Печ. впервые по автографу.

Хвостов Дмитрий Иванович (1757—1837) — писатель. Муравьев познакомился с Хвостовым в 1778 г., когда тот служил в Преображенском полку, а после переезда Хвостова в Москву некоторое время поддерживал с ним переписку, хранящуюся в ПД. В письме 8 октября 1779 г. Муравьев рассказал автору об успехе его комедии «Легковерный», представленной 4 октября 1779 г. В письме к сестре Муравьев сдержанно говорит, что комедия заслуживает внимания как первое

341

произведение начинающего автора.

У нас теперь один Фонвизин.и т. д. В сезон 1779 г. шла комедия М. М. Хераскова «Злонравный» и другие, однако Муравьев особенно подчеркивает значение творчества Д. И. Фонвизина, имея в виду не только «Бригадира», но и комедию «Недоросль», о работе Фонвизина над которой он хорошо знал (см. письмо к Д. И. Хвостову от 11 июля 1779 г. — ПД).

Княжнин кичливой Мельпомене... Известен той и этой сцене. Княжнин Я. Б. (1740—1791), поэт и драматург, в это время отдавал предпочтение трагедиям, хотя много работал и в комических жанрах.

Дидона и

Еней — главные действующие лица трагедии Княжнина «Дидона».

Сганарель, Мартона — традиционные имена слуг во французских комедиях, в частности — в комедиях Мольера.

Творец «Оракула» и «Граций» — французский писатель Сен-Фуа (1698-1776).

Мариво (1688—1763) — французский драматург; создатель жанра любовно-психологической комедии; в комедии «Новая колония» высказался в пользу равноправия женщин. Воображаемый путь, который хотел бы себе избрать Муравьев («А я любил бы чрезвычайно» и т. д.), в сущности, точно повторяет принципы Мариво: «Я разыскивал в человеческом сердце все разнообразные уголки, в которых может укрываться любовь, когда она боится показаться на свет, и каждая из моих комедий имеет задачу заставить ее выйти из такого сокровенного уголка» («Французский театр эпохи Просвещения», т. 1, М., 1957, с. 25).

Флоридор — ведущий актер и режиссер французского театра в Петербурге с 1775 по 1793 г. Муравьев писал в дневнике, что Флоридор в трагедии Лагарпа «Варвик» «воодушевлял сцену», увлекал зрителей, умел показать «неистовство, геройство, раздирание души» (ГПБ).

Мишле — актриса того же театра; жила в России с 1776 г.

Театра русского Ле Кень — Дмитревский (см. примеч. 78). Ле Кен — Лекен (1729—1773) — выдающийся французский актер.

Умеет рваться он в «Ревнивом» и т. д. Муравьев говорит о пьесах, в которых выступал Дмитревский: «Ревнивый» — комедия французского писателя Кампистрона (1656—1723), «Честный преступник»— пьеса Фенульо де Фальбера (1727—1801), «Евгения» — драма Бомарше (1732—1799).

Нанина — героиня комедии Вольтера «Нанина, или Побежденный предрассудок». Муравьев видел спектакль в 1776 г., но в 1779 г. пьеса была исключена из репертуара из-за смерти исполнительницы главной роли, известной под сценическим именем

Юлиана.

Барон (1653—1729) — французский актер, играл с 12 лет в труппе Мольера.

Шанмеле (1641—1698) — французская актриса, ученица Расина и исполнительница главных ролей в его трагедиях.

Когда б Синава Сумароков Не сделал Трувору врагом — см. примеч. 70.

Росций (ок. 130—62 до н. э.) — знаменитый римский актер.

Кулакова Л.И. Комментарии: Муравьев. «Успех твой первый возвещая» // М.Н. Муравьев. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1967. С. 341—342. (Библиотека поэта; Второе издание).
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2020.
РВБ