Приложение второе
Критическая проза

1
Художественные письма из Петербурга

Страшен Петербург для Петербуржца. В 1918, 1919, 1920 годах он прикинулся мертвым, жалким, беспомощным, повисшим на тонкой веревке над пропастью; казалось, ему предстояла одна возможность — превратиться в утлую деревушку на Р.С.Ф.С.Р-ской окраине. Его туземцы — генералы и чиновники — уже не стесняясь отправляли на улицах свои естественные нужды. Иногда среди перекошенных вывесок, снежных гор дама в рваном котиковом саке с полфунтом хлеба перебегала переулок.

В 1922 году — ослепительное электричество, бесчисленные кабаре, взвизги скрипок, пьяные на панели.

Петербург разбит на районы. На людных улицах стоят милиционеры с палочками и дирижируют. Ломовых на Невский не пускают. Ночью у ворот дежурят дворники, иногда попадается забулдыга рабочий или пронесется икающий НЭП. Утром в канцеляриях стучат барышни на машинках и читает газеты комиссар. Иногда в Петербурге открываются выставки «Мира искусства», левого объединения, индивидуалистов и др. Теперь, 22 октября, состоялось открытие выставки французских мастеров XVII и XVIII веков.

В десяти комнатах Зимнего дворца, бывших покоях Екатерины II, развешаны картины, некогда лежавшие в кладовых Эрмитажа, в кухонном каре Гатчинского дворца, а также реквизированные в частных коллекциях.

Выделяется «Кружевница», когда-то висевшая в Голландских залах Эрмитажа, затем признанная за <работу> Лиотара, ныне считающаяся произведением мастера неизвестной национальности и, тем не менее, помещенная среди французской живописи.

Имеется целый зал Ватто, который представлен шестью картинами (седьмую должны доставить из Царского Села, но до сих пор

452

не доставили). Три из них из Мраморного дворца: «Танец на лужайке», «Музыкальное развлечение», «Любовь в деревне». Две из Гатчинского дворца: знаменитая «Мадонна с голубками» (единственная Мадонна Ватто) и «Итальянские комедианты». Одна из собрания Строгановых — чудесная «La boudeuse»1. Хорошо представлены — Грез («Семейная сцена» из собрания Паскевича, «Автопортрет» позднейшего периода и целый ряд головок), Антуан Куапель («Зефир и Флора», схожая с луврской картиной мастера), Гюбер Робер (около двух десятков картин из самых различных периодов), Ланкре (две большие fete galante — «Les Troquers»2 и «Купальщицы» из Гатчинского дворца). Интересны: «Семейная сцена» круга братьев Ленен, «Портрет Фридриха Великого» Антуана Пена, «Портрет» Сантерра, два юношеских произведения Пуссена с невероятно запутанной композицией (батальные картины) и также произведения Лебрена, Дюмона ле Ромена, Шайля, Куапеля. К сожалению, на выставке отсутствуют Шарден и Латур, а Фрагонар представлен лишь карандашным рисунком. Развеска картин декоративна, хронологическая последовательность не соблюдена.

Состав публики изменился — у нее снова фланирующий и скучающий вид.

<Октябрь 1922>


Конст. Вагинов. Художественные письма из Петербурга // Конст. Вагинов. Полное собрание сочинений в прозе. СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. C. 452—453.
© Электронная публикация — РВБ, 2018–2024. Версия 4.0 от 25 октября 2023 г.